search
main
0

Где я могу проявить себя в полной мере?

Некоторые аспекты психолого-педагогического сопровождения

Психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения старшеклассников в процессе профильного обучения представляет собой систему организационных, диагностических, обучающих и развивающих мероприятий для педагогов, ребят, родителей, администрации, направленных на создание оптимальных условий для личностной самореализации.

Старшеклассники принимают решение, возможно, не окончательное, но промежуточное, о выборе профессии и места, где ее можно получить. Большинство ученых-исследователей, занимающихся изучением факторов, влияющих на этот выбор, выделяют 8 факторов: семья, близлежащий вуз, мнение друзей и учителей, престижность современных профессий, информированность о рынке труда, личные профессиональные планы человека, способности и склонности, осознаваемые или непроявленные к моменту самоопределения. Специфический индивидуальный набор врожденных качеств личности способствует проявлению интереса к каким-либо видам деятельности и помогает в реализации целей. Названные факторы оказывают влияние на выбор профессиональной траектории. Однако зачастую личные воззрения подростков относительно выбранной траектории, склонностей и личностных качеств нивелируются при выборе профессии. Тогда как более значимыми оказываются престижность вуза, мнение родителей и окружения, модные профессии. В такой среде выбор профессии подростком формируется искаженно, под давлением.

Одними из ведущих факторов искажения выбора профессии подростком являются мнение авторитетных личностей в глазах подростка, ограниченный круг учебных заведений или специальностей, низкий уровень информированности о современной профессиональной среде в силу динамичных изменений.

Для профессионального самоопределения школьнику важно самому себе уметь ответить на вопрос: «Где я могу самоутвердиться, проявить себя в полной мере?» Трудности, связанные с профессиональным самоопределением молодых людей в современных условиях, толкают учебные заведения на поиск новых форм работы. Например, на раннюю профилизацию образования. В этом смысле особое значение приобретает консультативное сопровождение старшеклассников в процессе их профессионального самоопределения. Условия, создаваемые для подростка на этапе профессионального самоопределения, должны ориентировать его на самостоятельность в принятии решений, касающихся личностного, образовательного и профессионального развития. Подростку как независимой личности важно адекватно оценивать уровень своих способностей, знать сильные и слабые стороны, спектр интересов, возможные трудности на пути развития и методы их преодоления. Отличительными чертами независимой личности являются целеустремленность, ориентированность на саморазвитие и достижение успеха.

Осознанный выбор профессии предполагает руководство не только своими способностями, но и учет скорости социально-экономических изменений в стране и мире в целом. Развитая рыночная экономика требует продуктивного типа личности, нацеленного на созидание себя, а также духовных и материальных ценностей. Установка молодых людей на получение высшего образования для получения высокооплачиваемой работы ограничивает представление о росте и саморазвитии. Опираясь на социальные стерео­типы о профессиях, зачастую подростки совершают ошибочные шаги, испытывают психологические трудности в профессиональном самоопределении (например, путают понятия «работа» и «профессия», «мои интересы» и «оплата моего труда»). Одним из главных аспектов выбора профессии является гармонизация профессиональной деятельности в контексте жизненных установок (семья, увлечения).

Активность личности проявляется в профессиональных установках по отношению профессиональной деятельности. Чтобы профессиональный выбор был эффективным, необходимы доверие к себе, дифференцированность я-концепции, рациональность, автономия, ориентация на будущее, сформированность профессиональных интересов, некоторые навыки и опыт практической работы.

Опрос подростков и родителей нашей школы показывает, что возможность через профессию самореализоваться и раскрыть свой творческий потенциал и способности занимает первые позиции в рейтинге мотивов выбора профессии.

«Правильная самооценка склонностей, способностей и ограничений, знания о выбираемых профессиях, взвешенность самооценки с требованиями к профессии» – таковы три фактора успешности выбора профессии, по Ф.Парсонс.

Интерес к определенной профессиональной области, выбранной старшеклассником, является профессиональным интересом. Получение знаний в области конкретной профессии, как теоретических, так и практических, является познавательным интересом, неразрывно связанным с интересом профессиональным. Чем значительнее выражен профессиональный интерес подростка, тем выше его потребности в получении знаний из определенной профессиональной области, то есть возрастает познавательный интерес.

Современный мир без рекламы становится пустым, блеклым. Специалисты утверждают, что реклама – могучее средство влияния и манипуляции человеком, способное формировать и изменять мировоззрение и поведение. Телевизионный (рекламный) фактор как мотив выбора профессии приобретает в настоящее время достаточный вес.

При формировании профессионального самоопределения подростка важную роль играют приобретение им статуса субъекта образования, обладающего правом выбора, основанным на индивидуальности и рефлексии, наделение его ответственностью за собственную жизнь. Что позволит подростку осуществить взвешенный выбор траектории обучения, соответствующей профессиональным предпочтениям, способностям, ценностным ориентирам и индивидуальным целям, связанным с дальнейшим получением желаемой профессии и самореализации?

Профильное обучение в старшей школе основано на дифференциации содержания образовательной программы среднего общего образования с учетом образовательных потребностей и интересов обучающихся, обеспечивающих углубленное изучение отдельных учебных предметов и предметных областей. ФГОС среднего общего образования предусматривают пять профилей: естественно-научный, гуманитарный, социально-экономический, технологический, универсальный. В нашем образовательном учреждении реализованы:

1. Естественно-научный профиль (биолого-химической и физико-математической направленности).
2. Социально-экономический.
3. Гуманитарный (социально-гуманитарный и филологический).
4. Универсальный.

Профильное обучение призвано реализовать в полной мере личностно ориентированный учебный процесс, при котором ученик самостоятельно выстраивает индивидуальную образовательную траекторию. Профильный класс – это новый коллектив. Учащийся встречается с новыми педагогами, осваивает усложненную учебную программу. Новая образовательная среда, таким образом, участвует в формировании самооценки, стрессоустойчивости, целеустремленности и психологической устойчивости личности старшеклассника.

Модель общеобразовательного учреждения с профильным обучением на старшей ступени предусматривает возможность разнообразных комбинаций учебных предметов, что и обеспечивает гибкую систему профильного обучения. Эта система включает в себя следующие типы учебных предметов: базовые общеобразовательные, профильные и элективные. Профильные учебные предметы являются обязательными для учащихся, выбравших данный профиль обучения. Департамент образования и науки города Москвы осуществляет методическую поддержку реализации программы профильного обучения, и Москва рассматривается как образовательный центр, предоставляются технопарки, бизнес-центры, торговые центры, колледжи как поддержка профильных конкурсов WorldSkills. Результатом такого сотрудничества становятся подготовка профессионалов, способных работать в среде мегаполиса, и развитие личности молодых людей (критическое мышление, работа в команде, лидерские качества). В московской школе сейчас есть все ресурсы и условия для удовлетворения любого запроса старшеклассников. Ребята ищут и находят себя в профессии. Опыт помогает использовать для развития ребенка все ресурсы города и семьи. Профессиональное образование без границ. Современный старшеклассник может определяться с учетом возможностей всего города, а не только внутри школы (например, урок в музее, на выставочных площадках и пр.), и в этом состоит большая задача школы.

Способность к осознанному выбору – признак не мальчика, но мужа. Формула успеха выбора профиля обучения для последующего профессионального становления – это «хочу, могу и надо». «Хочу» – это право ребенка. Интерес рождает мотивацию, которая есть результат упорной и долгой работы родителей. Родители имеют право и возможности помочь ребенку, разглядеть его таланты, способности. Родители выбирают детский сад, школу, кружок. Они могут подсказать, где применить ключевую компетенцию ребенка. В этом кроется «могу». «Надо» – это ежедневный труд, характер, упорство, настойчивость. Родитель в силу своего опыта знает потребности общества, рынок труда, востребованность профессий в будущем.

В современной основной школе образовательный маршрут подростки самостоятельно составляют уже с 5‑го класса, а с 8‑9‑го класса вместе с родителями, учителями – маршрут профильного обучения, учебный план для получения образования в средней школе: за ними выбор программ обучения, кружков, социальных практик, проектов. Союз родителей и школы в этом вопросе (выбора профиля обучения) – залог успеха для ребенка. Таким образом, выбор делает ребенок при поддержке родителя и учителя.

И здесь важно помнить о балансе: с одной стороны, необходимы постоянное межличностное взаимодействие, включенность во множество социальных связей, открытость воздействию, а с другой – сопротивляемость излишне сильному воздействию, которое может нарушить личностную автономность, независимость в выборе поведения, целей и стиля деятельности, образа жизни, помешает слышать свое «я», следовать своим направлением, выстраивая свой жизненный путь. Говоря другими словами, находить баланс между конформностью и автономностью и удерживать это равновесие. Для психологической устойчивости при определении профессиональных целей, выборе профиля образования необходима способность противостоять внешним влияниям, следуя своим намерениям.

Личностный результат девятиклассника – это его способность самостоятельно сделать выбор профиля обучения, способность принимать советы старших, их опыт. Переход в класс с конкретным профильным направлением, самостоятельный выбор профиля девятиклассником отражает его заинтересованность, уверенность, эмоциональный комфорт, стабильность последующего обучения. Взрослые ответственны за то, чтобы выбор профиля обучения был за детьми (и словом, и делом).

Существует мнение, что свободный, самостоятельный выбор профессии определяет успешность будущей профессиональной деятельности. В нашем опросе 95% респондентов-восьмиклассников будут основываться в выборе профиля обучения и профессии на своих собственных интересах и склонностях, 88% десятиклассников самостоятельно определились с выбором. Прислушиваться к советам и мнению родителей будут от 24 до 41% восьмиклассников. Третьим в рейтинге ориентиров выбора восьмиклассников можно назвать мнение друзей (от 9 до 16% в разных классах). На друзей и учителей десятиклассники не ориентированы, к мнению учителей готовы прислушаться 12% восьмиклассников.

Валентина КАБАЕВА, педагог-психолог школы №1531, кандидат психологических наук

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте