search
main
0

Где взять учителя в погонах? Очевидно, во Внутренних войсках или в армии

Галине Загоскиной, директору 252-й московской школы, посчастливилось найти столь же увлеченного, как и она, в деле патриотического воспитания школьников человека. Игорь Гарбар не считает за труд зайти после службы на пару часов в школу, благо живет рядышком. Педагоги привыкли видеть, как вежливо, уважительно общается этот высокий, всегда по-военному подтянутый офицер со своими подопечными, с каким вниманием и доверием относятся они к нему.

Комментарий «УГ»Вопрос к властиШкола и армия пока не нашли эффективных решений проблем патриотического воспитания молодежи и подготовки ее к военной службе. Чтобы изменить ситуацию, нужны разносторонние меры. Школа женским коллективом без активного участия военных эти проблемы не решит. У армии же есть мощный потенциал. Офицеры получают психолого-педагогическую подготовку в военных вузах, совершенствуют ее в командирской учебе и на практике, обучая и воспитывая подчиненных.Опыт 252-й московской школы подсказывает один из путей использования этого потенциала, но для этого абсурдно уповать лишь на энтузиазм. Поэтому нужны эффективные меры, прежде всего властные – решения, приказы и директивы, прочие нормативно-правовые акты и их реализация. Это прерогатива образовательного, военного, других силовых ведомств, их органов управления. На всех уровнях – от министерского до школ и воинских частей – нужна ясность: какими должны быть формы взаимодействия, кто и что обязан делать?Создание нормативной базы позволит органам управления образованием на местах уточнить потребности в учителях в погонах и сообщить о них командованию воинских гарнизонов.Учителям в погонах потребуется целенаправленная методическая помощь, психолого-педагогическая доподготовка по школьной специфике. Для нее можно найти возможности.Есть сеть переподготовки военнослужащих. За казенный, заметьте, счет. При этом она почему-то ориентирована в основном на бизнес. Так не лучше ли в интересах государства за казенный счет готовить из военных не частников-бизнесменов, а госслужащих, учителей, преподавателей, воспитателей? А школа даст гарантии трудоустройства.Кстати, многие военнослужащие мечтают получить гражданскую специальность заочно, дистанционно, экстерном.Так может быть, предложить им педагогику и выплеснуть всероссийский плач о тяжкой «женской» судьбе школы на силовые структуры – на миллионы умных, честных, настоящих мужчин, столь нужных школе?Эта «база роста» мужской части учительства будет увеличиваться не только за счет офицеров. Президент России в послании Федеральному Собранию одним из важных стимулов привлечения молодежи на контрактную службу назвал высшее образование за государственный счет. Но какой вуз предпочтет контрактник после армии?Это зависит и от того, как Минобразования и науки вместе с силовыми структурами организует рекламу кадровой нужды школы и профориентацию в военной среде, какие создаст условия и стимулы.Создание условий и стимулов для привлечения в школу военных – перспективное направление подъема качества патриотического воспитания юных граждан России. Быть может, в госказне, в рамках ресурсов, выделяемых на патриотическое воспитание, другие сопряженные с образованием госпрограммы найдутся нужные средства? Об этом и многом другом читайте на страницах еженедельного приложения к «УГ» «Военное образование».

Конечно, умение говорить на одном языке с детьми – дар особый, природный. Игорь и по воинской специальности воспитатель. Военный профессионал, старший лейтенант прославленной отдельной дивизии оперативного назначения Внутренних войск МВД России, зарекомендовал себя отличным командиром и педагогом. Один только факт: он награжден знаком «За отличие в службе во Внутренних войсках МВД России».

Словом, школа сделала правильный выбор. Но законно ли сочетать офицерскую службу с учительским трудом?

– Согласно Федеральному закону «О статусе военнослужащих» преподавательская деятельность мне, как и всем военным, разрешена, – поясняет Игорь. – Поэтому, когда директор школы попросила меня помочь, согласился, не раздумывая, тем более воспитание – мой профиль.

Свои занятия он назвал «Уроки мужества». Рассказывает подросткам о героях Отечества, о военной службе, проводит усиленную физическую подготовку. На каждом уроке дает домашнее задание, так или иначе связанное с формированием патриотических качеств личности. Скажем, подростки с энтузиазмом собирают сведения о ветеранах войны, живущих в их районе.

А теперь о причинах, заставивших директора навешивать на себя «лишние заботы».

– Создавать подобные кружки и секции, – рассказывает Галина Геннадьевна, – мы решили по многим причинам. Основная в том, что при нынешней дороговизне новомодных спортивных клубов и обществ ребятам не остается ничего, кроме бесцельного шатания по улицам в поисках острых ощущений и сомнительных «приключений». Вторая причина – приятная.Мы не только учим детей, но и стараемся воспитывать их активными, здоровыми духом и телом. Наша школа традиционно – одна из самых спортивных в столице. По многим видам состязаний ее ученики завоевывали престижные кубки и призы. А еще у нас учились Юрий Куклачев, Сергей Чумаков, Ирина Печерникова. Их имена – примеры того, что из стен школы вышли одаренные выпускники. И содействовала этому школьная атмосфера. Недаром же около 30 процентов педагогов – наши бывшие ученики. Именно они подали мысль прививать школьникам уважение к ратному делу.

Обратите внимание: школа преследует не сугубо «военные», а более широкие цели – повышение эффективности воспитания в целом, защиту детей от пагубных соблазнов улицы, организацию их досуга. Военно-патриотическая работа, подготовка ребят к армии стали хорошим тому подспорьем, и педагог в погонах оправдывает надежды школы.

Гарбар доподлинно знает, какие качества потребуются от его питомцев в армии. «Подготовив ребят к службе, я помогу и им самим, и их будущим командирам».

Особо подчеркну: учительская работа офицера опровергает разглагольствования об угрозе «милитаризации» школы, «шагистике» и прочие фантазии, связанные с подготовкой к армии и позицией военного профессионала в роли учителя. Игорь убежден: чтобы у юных граждан в будущем не возникло неразрешимых проблем в армии, освоении солдатской науки, главное – сформировать у них духовную, психологическую, интеллектуальную и физическую готовность выполнять конституционный долг, качества гражданина и патриота.

Для этого, считает Гарбар, нужно еще очень многое сделать. К примеру, хочет открыть стрелковый тир. Еще одну задумку уже реализует – начал создавать школьный музей, посвященный участникам Великой Отечественной, афганской, чеченской войн. Пока для его открытия недостает экспонатов, их поиск продолжается. Участие в нем школьников – одна из форм их патриотического воспитания.

Работа в школе, по признанию старшего лейтенанта Гарбара, нисколько не мешает офицерской службе, выполнению должностных обязанностей, наоборот, помогает лучше понять психологию вчерашнего школьника в солдатской форме и эффективнее строить воспитательную работу в подразделении.

А как воспринимают офицера-учителя подростки?

Посещение его занятий добровольное, а от ребят нет отбоя…

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте