Вторая волна (первая была до революции) бытия попечительских советов прошла в Нижегородской области в начале нынешнего века. Поднятая «на дыбы» в 2000 году, тема попечительских советов муссировалась несколько лет в широком диапазоне. Правда, сразу было определено, что основное направление работы этих структур в школах – укрепление материально-технической базы, а для этого требуются деньги, и немаленькие. Вот и стало поветрием включать в состав попечительских советов представителей городской и районных администраций, банков, предприятий. Большинство (хотя есть и исключения) обязанности попечителей выполняли в добровольно-принудительном порядке. А куда денешься, если есть и постановление Правительства Российской Федерации, и распоряжение главы администрации Нижнего Новгорода от 5 июля 2000 года №2068-р.
И все же в некоторых школах Нижегородчины по такому пути тогда не пошли. Например, во Владимирской средней (Воскресенский район) нет необходимости в создании попечительского совета, здесь плодотворно работает школьный совет. А по мнению директора Тонкинской средней школы Галины Вертюговой, такая форма соуправления, как попечительский совет, в селе и не приживется: «У нас как был родительский комитет, так он и остался, и мы все вопросы решаем через него. А если нам нужны какие-то средства, тоже с родителями обсуждаем. И они помогают. В основном родительская помощь связана с ремонтом классов».
«Идея попечительского совета не нова, и мы занимаемся этим очень давно. Изначально именно попечительские советы создавали в таких учреждениях, как детский дом и коррекционная школа. И они плодотворно работают, – говорит заведующая отделом образования администрации Уренского района Татьяна Трушкова. – Вообще помощь школам со стороны родителей, предприятий, спонсоров в нашем районе широко развита. У нас есть распоряжение главы администрации, где за каждым образовательным учреждением, независимо от его статуса и количества обучающихся в нем, закреплены предприятия, колхозы – они у нас в районе очень сильные. В каждой школе есть совет, в состав которого входят и руководители предприятий, и члены родительского комитета, и учащиеся, и учителя. И все советы школ работают, а не просто числятся.
А когда вышло Положение о попечительских советах, мы его внимательно изучили, посоветовались с руководителями образовательных учреждений и единогласно решили, что менять ничего не будем. Совет школы, или попечительский совет – суть одна, и мы как работали, так и работаем».
В какое-то время процесс создания попечительских советов коснулся всех школ Нижнего Новгорода, и, безусловно, на тот момент, когда государство не в силах было обеспечить должный уровень финансирования системы образования, прибегнуть к подобному означало выживание школы. Одно оказалось странно: вопреки всем канонам благотворительности и такое благое дело у нас внесли в реестр казенных, где за выполнение ставилась галочка. Однако потом все вернулось на круги своя – каждая школа выбрала свою форму соуправления. И с тех пор притянутое за уши попечительство благополучно кануло в Лету. Ведь нам еще так трудно привыкнуть к мысли, что «радость человека – благотворительность его». Однако люди, искренне желающие помочь, продолжают это делать уже не по указке сверху, а по зову сердца.
«Проблема водоснабжения нашего лицея, его подводка к центральной линии стояла уже около десятка лет, и никак не могла решиться. В прошлом году нам огромную помощь оказали предприниматели, выделив деньги для строительных работ, а часть капитального ремонта была оплачена из бюджета, – говорит директор нижегородского лицея №28 Ольга Ермилова. – Что касается попечительского совета, то у нас прижилась такая форма, как некоммерческое партнерство, которое дает возможность каждому родителю участвовать в благотворительной акции для своих детей. Например, приобретение мебели, парт, оборудования, учебников, ремонт».
В нижегородской гимназии №53 родители очень благодарны директору Светлане Голубевой за то, что она возрождает традиции попечительства. Для Светланы Николаевны не важно, насколько обеспечены родители ученика. «Даже если мамочка воспитывает троих детей одна, работая уборщицей в детском садике, она будет дома выращивать в баночках из-под майонеза цветы, пересаживать их в горшочки и дарить цветы школе. И это будет ее помощь детям, которые здесь учатся, – говорит директор. – Главное – жизненная позиция этой мамочки и других родителей. Их собственное осознание того, что ребенок живет здесь и сейчас, и понимание совместной ответственности за судьбы наших детей».
К слову сказать, родители благодарны директору Голубевой и за небольшие денежные сборы. Если сравнивать с другими такими же элитными учебными заведениями, то родительские взносы в гимназии на несколько порядков меньше. Это является одной из причин, почему родители сюда переводят своих детей. Они уже прошли тот этап, когда школу для ребенка выбирали по принципу «где больше требуют денег, там лучше учат».
Впрочем, родители во все времена платили деньги на разные школьные нужды. Суммы становятся все больше, поэтому родители хотят быть уверены, что их деньги идут по назначению. Для того чтобы сделать отношения между администрацией и родителями прозрачными, можно создать попечительский совет в виде некоммерческого партнерства, учреждения, общественного фонда и общественной организации.
В Нижегородском государственном университете имени Н.И.Лобачевского недавно пришли к решению создать свой попечительский совет. Только в несколько необычной форме – Ассоциации выпускников. В июне здесь прошел Конгресс выпускников вуза. В зале были художники, архитекторы, ученые с мировым именем, а также известные политики, бизнесмены. Цель этой встречи ректор НГУ Роман Стронгин сформулировал так: «Чтобы посмотреть на замечательных выпускников университета, вспомнить прошлое как ключ к пониманию дня сегодняшнего и будущего. Важно коллективное участие всех выпускников, реализовавших себя успешно в разных отраслях, чтобы понять, что помогло им, что надо усилить, а что было совсем неудачно».
Ассоциация выпускников есть при любом уважающем себя вузе мира. А смысл прост – родные пенаты без поддержки выпускники никогда не оставят. Основная цель – это помощь университету в решении его задач. Скажем, бизнесмены и финансисты могут принести деньги, а сотрудники Института прикладной физики РАН – участвовать в повышении уровня преподавания.
Нижний Новгород
Комментарии