search
main
0

Где учиться учителю? Вопросы развития системы повышения квалификации педагогов обсудили на всероссийском совещании

​25-27 марта в Калининградской области проходило Всероссийское совещание «Модернизация системы повышения квалификации учителей в условиях формирования национальной системы учительского роста». Инициатива Общероссийского Профсоюза образования была поддержана Минобрнауки России, и форум, на который прибыли представители 79 субъектов РФ – руководители органов управления образованием, вузов и учреждений дополнительного профессионального образования, региональных организаций профсоюза, стал знаковым событием в определении путей дальнейшего развития системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников отрасли. На совещание были также приглашены зарубежные гости – представители членских организаций Интернационала образования из Израиля, Сингапура, Германии и Финляндии, чей опыт работы по подготовке, повышению профессионализма педагогических кадров, статуса педагогической профессии достигли международного признания.

Открытие совещания состоялось в Кафедральном соборе Калининграда. Приветствуя участников, министр образования Калининградской области Светлана Трусенева подчеркнула важность проходящего в регионе события для каждого педагога, для всей системы образования. «Сегодня педагог решает массу задач, – отметила министр. – И это не только образование и воспитание наших детей, это ретрансляция опыта коллегам, постоянное повышение уровня своей подготовки, расширение компетенций. Многие педагоги сегодня уже обладают мультидисциплинарными знаниями. Важно, чтобы они были примером для учителей, детей и родителей. И мне очень приятно, что именно в нашем регионе мы по-новому начинаем открывать тему учительского роста. Мне кажется, что наше учительство способно решить любые задачи, которые перед нами сегодня бы ни стояли. И в этой связи очень важно честно и объективно оценить ситуацию, в которой мы сегодня находимся, и сделать следующий шаг, бесспорно, вперед, бесспорно, в высоту и в перспективу, которая позволит нашей стране, нашим регионам процветать и направлять на развитие нашей системы совсем иные средства и иметь уникальную инфраструктуру для развития образования нашей детворы».От имени Министерства образования и науки РФ к участникам совещания обратилась заместитель директора Департамента государственной политики в сфере общего образования Светлана Ермакова. В приветствии министра образования и науки Ольги Васильевой, в частности, говорилось: «Построение единой системы повышения квалификации педагога, объединяющей организации дополнительного профессионального образования, общеобразовательные организации, методические объединения и службы, имеет особое значение и является первостепенной отраслевой задачей. Рост требований, а также объем и значимость запросов к системе дополнительного профессионального образования, становятся определяющими факторами для существенных изменений в региональных институтах повышения квалификации, их финансового обеспечения и кадрового потенциала. Уверена, что полученная участниками информация будет способствовать дальнейшему развитию учительского корпуса страны и успешному внедрению новых образовательных практик».Председатель Общероссийского Профсоюза образования Галина Меркулова отметила: «Задумывая проведение этого совещания и получив поддержку Минобрнауки России, мы, конечно, рассчитывали на заинтересованное участие региональных институтов повышения квалификации, вузов, институтов развития образования, руководителей органов управления в сфере образования. Но такое значительное представительство, которое мы имеем сегодня, а на совещание прибыли свыше 200 человек из 79 регионов России, говорит о том, что мы объявили очень актуальную, очень острую тему, которая требует внимательного, профессионального обсуждения. Заинтересованность профессионального союза в данной проблематике в том, что в центре всей системы стоит педагог, учитель, и именно он – ключевая фигура тех динамичных изменений, которые сегодня происходят в системе образования. Качество преподавания, престиж педагогической профессии, уровень оплаты труда находятся в прямой зависимости от эффективности системы подготовки учительских кадров, их непрерывного профессионального развития. Немаловажны для нас и проблемы оплаты труда в учреждениях дополнительного профессионального образования. Так что нам с вами предстоит в эти дни обсудить целый комплекс очень важных для всей системы образования вопросов».Заместитель президента Российской академии образования Виктор Басюк в своем выступлении обозначил проблемные зоны, на которые необходимо обратить внимание в ходе совещания. Это вопросы обновления содержания общего образования, роль региональных ИПК в подготовке педагогических кадров, внедрении НСУР и разработке единых подходов оценки профессиональных компетенций педагогов; кадровый потенциал региональных институтов и, конечно, вопросы оплаты труда профессорско-преподавательского состава этих организаций, поскольку эта категория работников системы образования не попала под майские указы президента.Завершая выступление, Виктор Стефанович зачитал приветствие в адрес участников совещания от президента РАО Людмилы Вербицкой: «От того, каким будет учитель, зависит то, какой будет российская школа, какое поколение граждан она будет готовить, а значит, каким будет будущее нашей страны. Надеемся, что не в первый и не последний раз собирается столь представительное профессиональное сообщество, чтобы обсудить, какие шаги предпринять, чтобы обеспечить поступательное развитие и профессиональный рост учителя. Нас всех объединяет искренняя заинтересованность в том, чтобы в итоге всех наших усилий сформировалась такая система повышения квалификации, в которой не было бы серьезных препятствий для удовлетворения профессиональных интересов учителя, чтобы он мог своевременно и качественно получать необходимые компетенции, связанные с изменениями в обществе и образовании».Теплое приветствие от первого заместителя председателя Калининградской областной Думы Александра Богданова и подарок для всех гостей региона – органный концерт – завершили первый день работы всероссийского совещания.26 марта в «Янтарь-холле» города Светлогорска проходило пленарное заседание, которое открыла заместитель министра образования и науки Российской Федерации Татьяна Синюгина.По сообщению Татьяны Юрьевны, в образовательных организациях работают более миллиона учителей, в том числе более 15,2 тысячи педагогов – в негосударственных учреждениях. Более 30% из них имеют первую или высшую квалификационную категорию. При этом треть педагогов отмечают свои профессиональные дефициты, среди которых низкий уровень владения компьютерными и информационными технологиями, нехватка знаний о методиках обучения детей с ограниченными возможностями здоровья или имеющих проблемы в поведении, решение с учащимися задач повышенной сложности в рамках преподаваемого предмета. Об отсутствии профессиональных дефицитов заявляют 30% учителей.В связи с этим Татьяна Синюгина обратила особое внимание на необходимость профессионального развития педагогов. Она подчеркнула, что успех в преодолении затруднений зависит в том числе от правильно выстроенной совместной работы федерального центра, регионов и учреждений системы дополнительного профессионального образования.- Первоочередные шаги в выстраивании национальной системы учительского роста уже сделаны: ведется работа по модернизации педагогического образования, изучается уровень владения учителями профессиональными компетенциями, прорабатываются возможности перехода на новую модель аттестации учителей, мотивации педагогов через систему поощрений и профессиональных конкурсов, – отметила Татьяна Юрьевна.По словам заместителя министра, разработка новой федеральной модели аттестации педагогов, которая бы имела единые критерии общей оценки квалификации учителя, должна быть завершена к концу 2018 года.Дополнительно был рассмотрен вопрос проведения конкурсов профессионального мастерства педагогов. Предполагается, что победители и призеры этих состязаний станут наставниками своих коллег.Также был представлен новый открытый информационно-образовательный портал – «Российская электронная школа», который создает равные условия и качественный контент для обучения детей. Сейчас проводится подготовка 50 учителей из пяти регионов для работы с ним, до конца года будут обучены представители всех субъектов Российской Федерации.Заседание продолжило выступление эксперта Общероссийского Профсоюза образования Раиса Загидуллина по теме «Специфика организации повышения квалификации учителей в субъектах Российской Федерации: анализ анкетирования». С докладом «Дополнительное профессиональное образование как неотъемлемая часть подготовки педагога» выступил ректор Московского государственного педагогического университета Алексей Лубков. Заместитель директора Департамента государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки России Ирина Мануйлова говорила о ключевых направлениях модернизации современного педагогического образования.Председатель федерального учебно-методического объединения по укрупненной группе специальностей «Образование и педагогические науки» Елена Казакова выступила с сообщением «Непрерывное педагогическое образование в новых условиях рынка труда: возможности и перспективы развития организаций, реализующих программы ДППО». Председатель национальной ассоциации организаций дополнительного профессионального педагогического образования, ректор СПб АППО Степан Жолован обозначил приоритетные направления развития организаций ДППО в условиях реализации национальной системы учительского роста.Второй день Всероссийского совещания завершился представлением международного опыта. О своих системах педагогического роста рассказали руководители профсоюзов Германии, Финляндии, Сингапура и Израиля.27 марта форум продолжился серией круглых столов в стенах Балтийского федерального университета им. И. Канта: «Модели дополнительного профессионального образования педагогов в условиях формирования национальной системы учительского роста»; «Дополнительные профессиональные программы педагогического образования: персонификация и индивидуализация образовательных маршрутов педагогов»; «Регулирование условий и оплаты труда специалистов организаций, реализующих программы дополнительного профессионального образования педагогов»; «Региональная система непрерывного образования педагогов: координация, сопровождение, управление, ресурсное обеспечение»; «Научно-методический потенциал системы ДППО: особенности, проблемы, перспективы».На заключительном пленарном заседании были подведены итоги дискуссий, а также озвучены предложения для подготовки итогового документа Всероссийского совещания «Модернизация системы повышения квалификации учителей в условиях формирования национальной системы учительского роста».Все участники форума отметили актуальность и масштабность мероприятия. Слова благодарности звучали в адрес его организаторов – Министерства образования и науки РФ и Общероссийского Профсоюза образования. Особенно была отмечена большая аналитическая работа по мониторингу региональных систем развития образования, которую провела рабочая группа под руководством заместителя председателя профсоюза Татьяны Куприяновой. Подобного комплексного исследования, столь необходимого для анализа состояния системы дополнительного профессионального педагогического образования и планирования направлений его совершенствования, по мнению участников совещания, в последние годы не проводилось. И, конечно, все гости отметили высокий уровень организации мероприятия со стороны принимающего региона – правительства, Министерства образования и Института развития образования Калининградской области.Итоговый документ и материалы всероссийского совещания (доклады и презентации участников пленарных заседаний и круглых столов) будут объединены в сборник, направлены всем участникам совещания и опубликованы на сайте Общероссийского Профсоюза образования.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте