Известный немецкий философ Иммануил Кант заметил, что научный человек есть продолжение художественного, а искусство зачастую идет впереди науки и философии в поисках новых форм познания действительности.
Искусство дает нам установку на организацию поведения. Заставляет подняться над обыденной жизнью, попытаться увидеть то, что лежит за ее “горизонтом”.
Искусство великолепно может чувствоваться детьми, надо лишь отыскать путь к чуткой детской душе. Когда дети научатся понимать, сколько может дать им искусство, то оно станет им близко и необходимо. Тогда они сами захотят получать знания, навыки, будут стремиться добиваться большего, расширять свой кругозор, мировоззрение. Ребенок пытается осознать искусство и в изобразительной форме отразить реальную жизнь, свое отношение к ней.
Преподавание предметов эстетического цикла в школе положительно влияет на умственное развитие младших школьников, развивает способы познания детей, эффективно содействует их физическому и психическому развитию, тренирует мелкую мускулатуру рук, точность движений. Уроки искусства имеют психологические и психотерапевтические стороны. Они обеспечивают свободу самовыражения, разрядку накопленных впечатлений, эмоциональных переживаний. Чередование уроков эстетического цикла с уроками, на которых ученики осваивают буквы и звуки, математические символы, абстрактные операции, дает возможность внешнего выхода умственному и эмоциональному напряжению, создает необходимое психологическое равновесие, разнообразит ритм и содержание работы.
Развитие воображения и творческих возможностей детей является важной задачей начального образования. Этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативность и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе. Да и сами педагоги начинают осознавать, что истинная цель обучения – это не только овладение определенными знаниями, умениями и навыками, но и развитие наблюдательности, сообразительности, воображения, воспитание творческой личности в целом. Как правило, отсутствие творческого начала зачастую становится непреодолимым препятствием в старших классах школы, когда требуется решение нестандартных задач, интерпретация материалов первоисточников.
Уже много лет педагоги и воспитатели пытаются убедить друг друга и самих себя в том, что развитие младшего школьника находится “на кончиках его пальцев”. Член-корреспондент АПН РФ профессор М.Кольцова в своих трудах теоретически обосновала связь уровня интеллектуального развития ребенка с уровнем развития тонких движений пальцев рук. Если мы обратим свое внимание в глубь истории России, то найдем там множество пальцевых игр, которые практиковали наши предки. Не случайно в школах большинства развитых экономических держав ручной труд занимает довольно заметное место среди других учебных предметов, являясь очень эффективным средством для общего развития детей. В школах Японии, Франции, Америки этому предмету отводится до 14% всего учебного времени, а это 3-4 часа в неделю. Основная педагогическая концепция таких уроков – не механический труд ради упражнения рук, не изготовление отдельных занимательных поделок (хотя каждое изделие, безусловно, представляет интерес для ребенка), а формирование высокого интеллекта и духовности через мастерство. Если к урокам ручного труда прибавить уроки изобразительного искусства, то получится до 20-25% учебного времени, отводимого для развития мелкой моторики рук у детей.
Исследования показывают, что именно художественное творчество выступает для детей как ведущий, наиболее значимый момент обучения и “подтягивает” за собой общий уровень обучения и специальные умения. Проведя опрос школьников в 1-3-х классах, мы выяснили, что 68% предпочитают художественную деятельность другим видам, а 45% предпочитают рисование среди группы изучаемых предметов, но тем не менее в свободное время рисованием занимаются практически 100% детей.
Вопрос о значении преподавания предметов эстетического цикла в процессе обучения и развития детей в школе появился не сегодня. Ученые Таллина в середине 70-х годов ХХ века доказали, что обучение искусству в школе не мешает учению, а наоборот – благоприятствует лучшему усвоению учебных предметов интеллектуального и информационного характера школьниками.
В середине 80-х годов ХХ века Е.К.Чухман провела исследования в средних общеобразовательных школах г. Москвы в 7-9-х классах. Показателем успешности обучения считали наличие у ребят оценок “4” и “5” по физике и математике. Продуктивность школьника в области точных наук выявляли на основе успешности выполнения ими нестандартных задач, решение которых требовало смекалки, активного творческого применения знаний в новой, необычной ситуации. Сравнение качества полученных школьниками результатов в процессе обучения в средних общеобразовательных, детских художественных и средних общеобразовательных школах с углубленным изучением предметов эстетического цикла показывает следующее: в целом дети, занимающиеся различными видами искусства, имеют процент качества обучения на 15-40% выше, чем те, кто лишен этой возможности. Конечно, качество знаний учащихся зависит от уровня подготовки самого педагога и методов его преподавания, от психологического климата в классе, от оборудования уроков и многого другого. Поэтому процент качества знаний варьируется от 10 до 57 в средних общеобразовательных школах без эстетического уклона, от 43 до 92 – в школах с углубленным изучением предметов эстетического цикла, а у детей, обучающихся плюс ко всему в изостудиях или в художественных школах, процент качества достигает границ от 82 до 100.
Обращает на себя внимание письмо Министерства образования РФ от 14.04.2000 г. за
N 581, где говорится о том, что основной целью современного образования является воспитание и развитие личности ребенка. Достижение этой цели невозможно без реализации задач, стоящих перед образовательной областью “Искусство”. Важной гранью воспитания и развития личности является нравственно-эстетическое воспитание. Именно возраст младшего школьника, в котором преобладает эмоционально-чувственное восприятие действительности, – самый благоприятный в нравственно-эстетическом воспитании. Чувства, которые вызывают произведения музыкального и изобразительного искусства, отношение к ним ребенка – основное приобретение личностного опыта и основа самосозидания. Упущенные возможности в нравственно-эстетическом воспитании на этапе начальной школы уже нельзя будет компенсировать в основной школе. Занятия искусством способствуют сокращению перегрузки детей, оказывают на младшего школьника значительное психотерапевтическое воздействие, снимая нервно-психическое напряжение, вызванное другими уроками, тем самым сохраняя здоровье ребенка.
Многие до сих пор не понимают, что борьба за качество образования – это в первую очередь его разгрузка, а не догрузка, как это сплошь и рядом делается незадачливыми педагогами. Еще больше удивляет тот факт, что предлагаемые на конкурс учебные планы и программы, публикуемые в печати, игнорируют направления, обозначенные самим же Министерством образования РФ. Область “Искусство”, непонятно по каким соображениям, в планах и программах сведена к минимуму или отсутствует практически совсем.
Исследования, проведенные А. Гиричем и Э. Майзельсом, которые на основе анализа биографических данных 26855 ученых, инженеров, художников, изобретателей, артистов, композиторов, писателей показали, что продолжительность жизни людей творческих профессий значительно выше средних показателей. Эта закономерность характерна для всех эпох и времен. Исходя из данных исследований, напрашивается лишь один вывод – о прямой зависимости между продолжительностью жизни человека и его занятием творчеством. Думаю, что вряд ли найдутся здравомыслящие родители, которые откажутся от здоровой и продолжительной жизни для своего ребенка.
Ирина ХОМУТОВА,
аспирант ОмГПУ
Омск
Комментарии