Докторант Института информатики Таллинского университета, блогер Марина Курвитс в канун Международного Дня учителя адресовала всем неравнодушным, активным учителям такие слова: «Ваша фигура является ключевой в учебном процессе, но она уже не центральная. Ваша роль в информационный век важна как некогда, но эта роль изменилась. Вы тот, кто конструирует учебную ситуацию, а не проводит урок по учебнику. Вы тот, кто поддерживает самостоятельность учащегося, а не контролирует его действия. Вы не тот, кто передает информацию, вы тот, кто помогает посредством этой информации достичь определенного учебного результата».
Речь идёт о тех учителях, которые готовы перевернуть не только свое сознание и отношение к учебному процессу, но и затронуть учащихся, повлиять на их мотивацию, отношение к обучению. Речь идёт о технологии смешанного обучения.
Технология смешанного обучения, о которой до недавнего времени мало кто знал, становится популярной среди педагогов.
Поисковая система Яндекс на запросы «Смешанное обучение в школе» выдала 2 млн. ответов.
Что же это за технология?
Может, это просто «модное» увлечение, и оно в скором времени пройдёт?
Или «наберёт» обороты и прочно займет свое место в системе образования?
Ответом на эти вопросы можно считать слова члена‑корреспондента РАО, президента издательства «Просвещение» Александра Кондакова: «Сегодня технологии во многом определяют то, как мы учимся, работаем, общаемся и живём. Технология смешанного обучения сегодня отвечает на главные запросы современного общества по отношению к образованию: образование на протяжении всей жизни, общедоступность, адаптивность обучающих систем запросам обучающихся, широкое сотрудничество учащихся в рамках сетевого взаимодействия для решения конкретных практических задач» [1].
На эту тему много сказано в СМИ, публикуются статьи, видео с ведущими педагогами и специалистами в области образования.
Но для многих учителей так и остается загадкой сама суть этой технологии: «Что смешиваем? Что переворачиваем? С чего начать? А главное, КАК?». И я бы хотела рассказать о том, как можно организовать работу детей, используя технологию смешанного обучения, модель «Перевёрнутый класс».
Один из идеологов внедрения этой технологии в российские школы, главный методист проекта, доктор биологических наук Наталия Любомирская в своём интервью сказала: «Учитель должен чётко сформулировать ожидаемые результаты и сразу же продумать, как он будет проверять их достижение. Эти два момента становятся ключевыми. При смешанном обучении процесс пойдёт только тогда, когда эта связка существует» [2].
Поэтому, приступая к работе, я руководствовалась именно этими ключевыми моментами, и определила критерии реализации технологии:
1. Техническое оснащение обучающихся школы.
2. Выбор платформы.
3. Наполнение учебных модулей.
4. Мониторинг.
5. Оценивание.
6. Обратная связь.
7. Родительский контроль.
1) Анализ технического оснащения обучающихся, наличие выхода в Интернет. В нашей школе информатика преподается со 2 по 11 классы. Проведённый опрос показал, что в школе среди 344 обучающихся этих классов 331 имеют и ПК, и выход в Интернет. Остальные ребята могут работать в классе информатики.
2) Выбор платформы, где можно размещать учебный материал: лекции, видео, презентации, задания. Платформа, с которой я начинала работать, был Дневник.ру (https://dnevnik.ru). Но по истечении пары лет поняла, что, не смотря на все плюсы и достоинства (в нашей школе нет бумажного журнала), организовать полноценную работу удается не всегда, есть недочеты:
– учебный материал «теряется» в общей массе домашних заданий;
– сложно найти материал, который был задан когда-то и его надо повторить;
– если в качестве домашнего задания ученик отправляет файл, то он виден всем, и недобросовестные дети этим пользуются.
После долгих поисков и проб, я остановилась на бесплатной платформе Eliademy. Этот сервис доступен совершенно бесплатно любому человеку. Можно создавать дистанционные курсы, обмениваться учебной информацией. Создан компанией CBTec в Финляндии, но поддерживает русский язык, что облегчает работу всех участников образовательного процесса. В первую очередь, привлекла простота создания онлайн-классов.
Мною было создано 5 курсов (по параллелям) для 8-11 классов. Ученики получили по почте приглашение, прошли регистрацию по ссылке (указывая лишь фамилию и имя) и попали в свои виртуальные классы (полностью исключается присутствие случайных людей).
Eliademy содержит все основные функции системы управления обучением – лекционные материалы, форум, задания.
3) Наполнение учебных модулей.
В разделе «Материал» размещаются учебные материалы разного формата. Можно разместить материалы для скачивания (презентация, документ, видео), можно дать ссылку на внешние ресурсы. Темы, которые ещё не проходили, можно скрыть. Единственный, на мой взгляд, недочет – не предусмотрено структурирование тем по разделам.
4) Мониторинг достижений обучающихся.
Для проведения мониторинга достижений, проверки усвоения и понимания темы на платформе имеется раздел ЗАДАНИЯ, где учащиеся выполняют размещённые там задания. Есть возможность выбрать тип задания:
Тест (несложный, один или несколько ответов).
Дать письменный ответ или прикрепить файл (что ценно при выполнении практических заданий).
Ответ не требуется.
Причем можно настроить временные ограничения – указать дату и время, отведённое для выполнения задания. После истечения этого времени задание не откроется.
Появилась возможность создавать самые разнообразные задания тренировочного, обучающего, контролирующего характера. Из всего многообразия я выделила те сервисы, которые позволяют после изучения лекции, просмотра видео сделать выводы, ответить на вопросы, поработать с терминами и увидеть результат своей работы сразу. Это очень важно, поскольку ученики тогда имеют возможность данное упражнение выполнить ещё раз, обратить внимание на ошибки и добиться правильного решения. Это:
– тесты на Дневник.ру;
– Learningapps;
– фабрика кроссвордов.
– Webanketa и другие.
Тесты, созданные на платформе Дневник.ру аналогичны обычным тестам и не вызывают затруднений у детей. Если в тесте нет развернутого ответа, то результат виден сразу (и количество баллов и сами вопросы), и ребёнок может ответить на вопросы ещё раз, если это предусмотрено учителем.
Сервис Learningapps (ставший очень популярным) заинтересовал и меня. Чем хорош этот сервис? Пройдя регистрацию на сайте, я сделала классные комнаты, пригласила учеников по персональной ссылке класса. В каждом классе сделала тематические папки с упражнениями. И теперь для выполнения задания ученики заходят в свой профиль, выполняют упражнения. Они могут отрабатывать упражнения до тех пор, пока не получат правильные ответы. Все задания сохраняются у каждого в своей классной комнате, и имеют знак (Ú – верно или ´ – неверно). А учитель видит статистику – кто выполнял задание, сколько времени потратил.
«Фабрика кроссвордов» – удачный сервис для работы с терминами и понятиями (хотя на Learningapps также есть возможность создавать кроссворды). Кроссворд можно сохранить и распечатать на бумаге.
Сервис Webanketa позволяет организовать работу, очень похожую на тестирование. Имеется возможность выбора одного, нескольких ответов, можно давать развернутые ответы. Ученики не видят своих результатов, но учителю видна не только статистика по каждому ученику, но и полная картина усвоения учебного материала – ответы на некоторые вопросы можно представить в виде диаграммы, сделать анализ всех полученных ответов и на уроке рассмотреть вопросы, вызвавшие затруднения.
Кроме того, и Дневник, и Learningapps, и Webanketa позволяют учителю увидеть, когда выполнялось задание, сколько времени было потрачено на работу.
Таким образом, все эти сервисы позволяют мне организовать мониторинг, выявить типичные ошибки, степень усвоения и понимания изученной темы, чтобы затем оказать своевременную помощь, провести консультацию, выявить пробелы и их устранить. Тем самым складывается комфортная обстановка в отношениях учителя и ученика. Но главное условие, которое дети должны понять и принять, – надо работать!
5) Оценивание. На платформе Eliademy есть возможность оценить работу по 100-бальной шкале с последующим переводом в традиционную оценку с выставлением в электронный дневник.
6) Обратная связь. На платформе предусмотрена обратная связь:
– уведомления для учителя (кто, когда заходил на площадку, что делал);
– уведомления для ученика (действия учителя) – рассылка приходит на почту;
– можно написать сообщение всему классу;
– в разделе «Обратная связь» можно организовать как тематический форум, так и общий.
7) Родительский контроль на Eliademy не предусмотрен. Но за успеваемостью родители следят на Дневнике, могут написать письмо учителю, задать вопросы. Эта платформа в школе является первостепенной. Ученики читают домашние задания на Дневнике, а все задания выполняют на Eliademy.
Таким образом, я могу сказать, что Eliademy – подходящая платформа для организации полноценных онлайн-курсов, с учебным материалом, заданиями для выполнения, форумом в качестве обратной связи.
Конечно, существует очень много самых разных платформ, кроме вышеназванных, – это и Moodle, и Edmodo, личный сайт или блог. Учитель может выбрать то, что ему ближе и понятнее.
Освещённые вопросы – это только половина дела. Самое главное – мотивация ребёнка, его готовность принять ваши действия. И это самое сложное.
Чтобы внедрять новую технологию, нужно иметь желание учиться самому. В поддержку «ищущих учителей» в рамках проекта Ростовской области работает сообщество «Смешанное обучение» на Оpenclass, организованы творческие группы на Facebook «Облачные сервисы», «Перевёрнутое обучение», «Смешанное обучение», «Blended Learning». Каждый заинтересованный педагог может стать участником, задавать вопросы, обсуждать, размещать материалы.
В заключение всем педагогам, кто использует технологию смешанного обучения, или только с ней знакомится, хотела бы адресовать слова американского актёра, режиссёра, музыканта, сценариста Джонни Деппа: «Делай то, что ты действительно хочешь делать… Ищи свой собственный путь».
Источники
1. А. Кондаков «Новые формы организации образовательного процесса», «Просвещение» № 60, июнь 2013 г.
2. Н. Любомирская «Смешанное обучение: строим школу удобно и рационально» «Просвещение» № 60, июнь 2013 г.
Анна Ерёменко, учитель информатики средней школы №4 им. Д. Нисанова города Пролетарска Ростовской области
Комментарии