Это в прежние века чахотка считалась очень романтичным недугом: ею страдали в основном бледнолицые томные барышни, выезжавшие лечиться на воды. О том, что рассадник ее – мрачные трущобы и сырые дворы-колодцы, задумывались немногие. Сегодняшняя медицина смотрит на вещи куда более трезво: туберкулез – болезнь во многом социальная и регистрируется чаще всего в семьях неблагополучных, где ни о здоровье, ни о будущем задумываться не принято. Для детей, в чьих семьях кто-то из ближайших родственников болеет туберкулезом, в Южном Медведкове работает детский сад №403.
Попасть сюда можно только по направлению туберкулезных диспансеров, и каждые полгода путевку необходимо продлевать – таков установленный законом порядок. Особый статус дает и свои преимущества – круглосуточное пребывание детей в подобном учреждении не стоит родителям ни копейки, и даже охрану оплачивает Департамент образования. Но есть и свои издержки: бесконечная «детская миграция» сильно затрудняет работу педагогов. С одной стороны, многие родители понимают, что этот детский сад – лишь временное пристанище, которого вскоре они могут лишиться, потому и относятся к нему соответственно, как к залу ожидания. С другой – сильно переживают дети, едва привыкшие, полюбившие, согревшиеся, а уже вынужденные уходить. Но воспитатели во главе со своей заведующей Татьяной Зениной не сдаются и упорно продолжают строить уютный дом, здоровый и надежный, на какой имеет право любой ребенок, родившийся на этот свет. Цель проста – не только укрепить здоровье детей, а приходят они сюда слабенькие, с целым букетом всевозможных хворей, но и подружить их с окружающим миром, раскрыть перед ними все его живое, пульсирующее, поминутно меняющееся великолепие. Лучше всего это достигается с помощью программ экологического воспитания, по которым детский сад и все его обитатели живут уже 14 лет. Эксперимент по апробации программы «Юный эколог», начатый в 1993 году под руководством кандидата педагогических наук Светланы Николаевой, дает свои очевидные результаты, и даже если ребенку суждено пробыть в этих стенах всего полгода, это время он проведет с большой пользой. Потому что успеет научиться главному, что во многом и делает человека человеком: наблюдать и делать выводы, помогать и сострадать.
… Пройдя сквозь класс экологии, похожий на лабораторию алхимика, – здесь ребята проводят первые в своей жизни, пусть нехитрые, но все равно захватывающие опыты с водой, песком и прочими немудреными «реактивами», – можно попасть в небольшой внутренний двор, где разбит специальный учебный огород. Вместе с воспитателями дети сажают клубнику и щавель, огурцы, кабачки, всякую зелень и даже довольно редкий в наших широтах ревень. Сами пропалывают, сами поливают, сами и урожаем гордятся – детский сад работает круглый год, поэтому малыши не расстаются со своими грядками в самый разгар «сельскохозяйственного сезона». Впрочем, дел хватает и зимой: в комнате природы обитает задумчивая черепаха, а еще попугаи и самочка снегиря – раненную, ее однажды принесли сюда жильцы соседнего дома. В зимнем саду чудеса и заботы продолжаются. Тут растет огромная финиковая пальма «из компота» – ее вырастили из обычной косточки. Прекрасно себя чувствуют в нетропической Москве кофейное дерево, мандарины, лимоны и авокадо. Детей сюда приводят не просто на «ботаническую экскурсию»: им, как взрослым, доверяют не только уход за растениями, но и теплые с ними беседы. Здешние педагоги убеждены, что цветы и деревья мало чем отличаются от людей. Им тоже нужны вода, еда, чистота и ласка.
– В доме у ребенка обязательно должно быть свое растение, – советует родителям заведующая детским садом №403 Татьяна Николаевна Зенина. – Пусть это будет его первой обязанностью – поливать цветок, опрыскивать, протирать листочки, разговаривать с ним. Пусть он каждый день придумывает ему новое ласковое прозвище. Это и к труду приучает, и чувство ответственности развивает, да и говорить ребенок через какое-то время станет значительно лучше.
На самом деле детский сад №403 – это небольшое «имение» со своими рощами, цветниками и всевозможными ландшафтными изысками. Территория в 1,3 гектара вполне к тому располагает. Одних кустов шиповника здесь двести штук. «Самое утомительное было на них опись составлять», – смеется Татьяна Николаевна. Среди благоухающих и переливающихся всеми цветами радуги клумб проложена экологическая тропа – ходи, дыши, наблюдай. У птичьего столба зимой подкармливают продрогших и оголодавших пернатых.
– Когда в конце мая мы провожаем наших ребятишек в школу, устраиваем для них выпускной и посвящаем в «юные экологи», а они показывают все, чему научились за время, проведенное в саду, потом на сцену поднимаются родители и тоже читают стихи и какие-то сценки разыгрывают, я, чего уж тут скрывать, всегда плачу, – признается Татьяна Николаевна. – Просто видели бы вы, какие они к нам приходят – бледненькие, слабенькие. А отпускаем мы их окрепшими, повзрослевшими и очень-очень нежными и добрыми. И за их экологическую грамотность, а значит, и за здоровье их души я абсолютно спокойна. Честное слово, они иногда знают больше и чувствуют тоньше, чем их родители.
К родителям в детском саду №403 особые подход и отношение. Слишком в большинстве своем непростые семьи. Много матерей-одиночек. Есть дети, чьи родители лишены родительских прав, и малышей прямо из детского сада увозили в приюты. Кто-то сидит в тюрьмах за хранение наркотиков, другие умерли от алкоголизма. Так что еще не известно, кто изначально больше нуждается в заботе и воспитании – дети или их мамы и папы. Вот и получается, что активная просветительская работа, которую ведет детский сад, – это вовсе не дань моде или рекламная «картинка с выставки», а острейшая жизненная необходимость. Более того, просвещение взрослых поставлено тут на научные рельсы: в рамках программы «Московская семья – компетентные родители» детский сад курирует кандидат педагогических наук Елена Арнаутова.
Все начинается с необычных родительских собраний, где мам и пап, собственно, и учат быть мамами и папами, а не просто взрослыми, проживающими с ребенком под одной крышей и вынужденными изредка и через силу варить ему кашу и покупать новые зимние ботинки. Это беседы и тренинги, специально для которых разрабатываются психологические тесты и задания. Например, ведущие просят родителей обвести на листе бумаги свою руку и в каждый «палец» вписать по ласковому прозвищу, которым они называют своих детей. Зачастую выходит, что витиевато и «фигурно» обругать куда проще, чем сказать что-то нежное и доброе, и родители буквально по капле «выжимают» из себя сердечность и тепло. Отдельный вечер был посвящен знакомству родителей с увлекательными играми с водой и песком. Лишь на первый взгляд это занятие никчемно, и ничего, кроме грязи и сырости, в дом не приносит. На самом же деле взрослые «собственноручно» убедились, что тут больше развивающей пользы, чем неудобств. А получив от педагогов подробные памятки, они готовятся практически к каждой такой встрече – отныне могут и самостоятельно заниматься с детьми.
Считая одним из основных направлений своей работы музейную педагогику, воспитатели постоянно организовывают детско-родительские экскурсии в лучшие музеи Москвы. И тогда на дверях детского сада появляется объявление: «Уважаемые родители, сходите с ребенком в музей, не лишайте его радости общения с вами».
На традиционных утренниках мамы и папы уже давно перестали быть просто зрителями: не хуже малышей поют, танцуют, читают стихи и принимают участие во всевозможных конкурсах и соревнованиях. Принимают участие в постановках экологического театра, руководит которым известный на всю Москву логопед Валентина Ивановна Мирясова.
– Мы учим взрослых элементарному – играть со своими детьми. Оказывается, с возрастом можно напрочь забыть то, что так увлекало в детстве, – говорит Татьяна Николаевна. – Они могут бывать в нашей игротеке, где воспитатели показывают, как можно развлекать и одновременно развивать детей с помощью самых обычных игрушек. А недавно проводили праздник подвижных игр, заставили родителей вспомнить, во что они когда-то играли сами, показали им множество приемов народных развлечений. Какой был восторг! Взрослые оттаяли, на время позабыв, что они взрослые. А дети смотрели на них широко распахнутыми глазами – оказывается, их мамы и папы умеют не только ругаться и ворчать, но и смеяться…
Комментарии