search
main
0

Где поведать

о горемычном житье-бытье

Первый Всероссийский учительский съезд состоялся еще в 1872 году при Политехнической выставке в Москве. В его работе приняли участие более 700 педагогов. Одновременно были проведены и курсы народных учителей.

В то время учительские съезды проводились достаточно регулярно в различных городах страны. Их целью в основном было повышение образовательного уровня и методической квалификации педагогов. Наряду с этим существенное значение придавалось привлечению общественности к нуждам учительства, оказанию моральной и материальной поддержки педагогам. Разумеется, самоценную роль играла атмосфера взаимного общения, обмена мнениями, что стимулировало учителей на дальнейшую творческую деятельность.

Главными организаторами съездов выступали земства, что и придавало учительским форумам определенную сверхидею – идеологическое просвещение учителей в народническом духе. Это были встречи передовой оппозиционно настроенной интеллигенции с учительством. Неудивительно, что власти крайне настороженно относились к такой направленности съездов. Ведь с трибуны беспощадной критике подвергалось отношение властей к правовому и материальному положению народных учителей, обрекавшему их на нищету и бесправие.

Этим и объяснялось то, что деятельность съездов периодически запрещалась. Так было с 1875 до 1882 года и с 1884 до 1896 года. Характерно, что для регламентации проведения съездов в 1899 году даже издали “Временные правила о съездах учащих в начальных школах”, установившие сложную процедуру их организации и поставившие съезды под контроль инспекции народных училищ.

В то время в основном проводились съезды деятелей по техническому, коммерческому и профессиональному образованию.

Новое дыхание открылось у учительских съездов в начале XX века. В декабре 1902 года состоялся Первый Всероссийский съезд представителей обществ вспомоществования лицам учительского звания. В его работе приняли участие земские деятели, врачи, юристы, деятели народного образования, представители общественных и научных организаций. С трибуны съезда прозвучал голос народного учителя, поведавший России “о своем горемычном житье-бытье”. Но поворотным явилось то, что была создана специальная юридическая комиссия, которая сформулировала ряд положений. В их числе требование передать дело начального образования в руки земских и городских учреждений, возложить контроль за преподаванием на самого учителя, увольнять учителей только по суду, а не по воле местной власти.

Пик учительских съездов пришелся на 1905-1907 годы. Состоялись четыре съезда Всероссийского союза учителей и деятелей по народному образованию, а также три съезда Всероссийского союза учителей и деятелей средней школы. На этих форумах были выдвинуты две главные цели общественно-педагогического движения: создание профсоюзных учительских организаций, а также государственно-общественного органа по воплощению в жизнь программы реформы образования. Предусматривались введение всеобщего бесплатного обязательного начального обучения; преподавания на родном языке во всех типах школ; совместное обучение девочек и мальчиков; передача дела народного образования органам местного самоуправления.

В 1908 году резко оппозиционный властям Всероссийский учительский союз был запрещен. Последующие съезды в основном проводились для учителей-предметников, а также – по педагогической психологии, экспериментальной педагогике. Новый пик учительских съездов пришелся на 1915-1916 годы. Всего же в дооктябрьский период состоялось 49 всероссийских педагогических съездов.

В 1918 году именно учительские съезды стали ареной напряженной борьбы за определение стратегии дальнейшего развития российского образования. Тремя союзами – возрожденным ВУСом, Союзом преподавателей средней школы и Союзом учителей-интернационалистов – на своих съездах были представлены альтернативные проекты. Решающим оказался Первый Всероссийский съезд по просвещению (август 1918-го), принявший “Декларацию о единой трудовой школе” и соответствующее “Положение”. Здесь в атмосфере острейшей борьбы и столкновения радикального “московского” варианта, по сути разрушавшего традиционную школу, и “петроградского”, существенно ее реформировавшего, победил более умеренный.

Это был последний учительский съезд, где действительно в демократической атмосфере решались серьезные вопросы. Вскоре были распущены все учительские союзы и взамен создана профсоюзная учительская организация, главная задача которой состояла в том, чтобы, как подчеркивалось на Первом Всесоюзном съезде учителей (1925 год), “всюду и везде быть верными помощниками Коммунистической партии”.

В 1930-1950-е годы достаточно регулярно проходили съезды профсоюзов работников начальной и средней школы, обращавших главное внимание на материальное положение учительства. Все же стратегические вопросы развития образования стали прерогативой партийных съездов и совещаний, пленумов и конференций.

Об учительских съездах вспомнили только в 1968 году, когда наряду со съездами колхозников, строителей был проведен Второй Всесоюзный съезд учителей. В его работе приняли участие 4 тыс. делегатов. В центре внимания находилось обсуждение Устава средней общеобразовательной школы.

В июне 1978 года состоялся Третий Всесоюзный съезд учителей. На сей раз обсуждали партийное постановление “О дальнейшем совершенствовании обучения, воспитания учащихся и подготовке их к труду”.

Несомненно, все эти учительские форумы носили чисто ритуальный характер с жестко регламентированным составом участников, с заранее одобренными выступлениями. Однако не стоит забывать, что во время съездов учителя награждались высокими правительственными наградами, званиями. Съезды придавали учительскому труду высокую общественную значимость, поднимали авторитет педагога. Как правило, со съездами связывалось и увеличение заработной платы учителей.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте