О конкурсе «Учитель года» я могу судить по рассказам преподавателей нашей школы, проходивших районный и областной этапы конкурса. По мнению учителей, в организации этого мероприятия есть недостатки. И поскольку «кухня» проведения заключительного всероссийского этапа в подробностях известна только тем, кто до него дошел, я остановлюсь преимущественно на недостатках организации районных и областных этапов состязания, то есть тех ступеньках, которые проходит основная масса участников.
У некоторых педагогов вызывает недовольство то обстоятельство, что конкурс организован раздельно для разных групп учителей-предметников. По этой причине учитель ОБЖ, например, не успевает посмотреть уроки своего коллеги-математика. Между тем педагоги справедливо считают, что поучиться методическим приемам, мастерству преподавания можно и нужно не только у преподавателей своего профиля. Кроме того, разбивка на группы по разным предметам порой влечет за собой несоответствие уровней участников, занимающих первые места. При такой системе возможно, что урок учителя, занявшего третье место в своей группе, окажется сильнее урока того, кто получил первое место в другой группе. Один из вариантов решения этой проблемы – организация взамен нескольких судейских команд единого жюри, оценивающего всех конкурсантов.
В ряде случаев педагоги отмечают субъективный подход жюри к оценке участников. Собственно субъективизм начинается уже на предварительном этапе конкурса – когда школа сама решает, кого следует на этот конкурс выдвигать. На мой взгляд, необходимо выработать жесткие объективные критерии отбора кандидатов и учесть при этом мнение родителей и учеников.
На районном и областном этапах конкурса оградить его участников от субъективных оценок также можно за счет привлечения в жюри общественности – представителей различных общественных организаций, родителей, учеников. Пока же в состав подобных жюри входят преимущественно специалисты института повышения квалификации, администраторы и преподаватели школ.
Кстати, общественность приняла активное участие в проведении в Псковской области конкурсного состязания в рамках нацпроекта «Образование» в 2008 году. В состав жюри входили представители общественных организаций, которые не курируют и не управляют образованием. Интересно, что на конкурсе учитывалась оценка, данная школе выпускниками, учениками, родителями, представителями предприятий. Для этой цели на областном интернет-сайте была отведена специальная страница. Мне очень понравилась эта форма оценивания! Может быть, следует применить ее и при отборе кандидатов для конкурса «Учитель года»? Ведь учитель – заметная фигура, особенно на селе. И хотя в конкурсе в первую очередь оценивается преподавательское мастерство, нужно учитывать и влияние личности педагога на учеников и социум. Отношение к нему как к человеку должно стать одним из полноправных критериев.
Очередной конкурс «Учитель года» завершился. Что принес он российским учителям? Педагогам хотелось бы получать краткое методическое описание конкурсных уроков, еще лучше – их видеозаписи.
Знаю, что появились фирмы, распространяющие рекламу DVD с записями уроков всероссийского этапа конкурса. Получил и я недавно такую рекламку, но это случайность. К сожалению, не всем доступна информация о том, где можно приобрести подобные материалы. Даже уроки областных этапов конкурса не тиражируются и не доводятся до школ. А надо бы это делать! Тогда каждый учитель мог бы представить себе, какого уровня этот конкурс, как к нему надо готовиться.
Василий МЕФЁД, директор Пореченской школы имени К.С. Заслонова Великолукский район, Псковская область
Комментарии