Большая наука начинается с малого – со школы. Мы решили обратиться к известным российским ученым и узнать, занимались ли они научной работой в подростковом возрасте, помогло ли им это в выборе профессии и считают ли они введение науки в школы целесообразным.
Виктор ДРАГАВЦЕВ, директор Всероссийского научно-исследовательского института растениеводства им. Н.И.Вавилова:
– Когда я учился в 28-й алма-атинской школе, как такового подключения нас к научным исследованиям не было. Но зато очень высокие позиции занимала подготовка по физике и математике. И если бы в то время мне предложили перейти в специализированную физико-математическую школу, то я, вероятнее всего, занялся бы этими науками, а не генетикой. В моем случае на выбор профессии скорее повлияла домашняя обстановка. Мой отец был профессором, и его среда, а следовательно, и моя состояла из ученых.
Повсеместное введение науки в школы, мне кажется, не имеет смысла. К тому же если в городе есть серьезный университет с сильной профессурой, то ей намного удобнее вовлекать в научно-исследовательскую деятельность студентов, нежели школьников. Другое дело – школы в наукоградах. Эта схема мне хорошо знакома, и она полностью себя оправдывает. Будучи сотрудником Новосибирского академгородка, я десять лет подряд выезжал в кадровые экспедиции по Сибири. Мы искали талантливых ребят для обучения в физико-математической школе (ФМШ) Новосибирского университета. Добирались до самых отдаленных деревень, тут же на местах проводили собеседования и записывали талантливых ребят в ФМШ. Таким образом я, например, где-то под Анадырем обнаружил парня-самородка. За два мешка картошки тот на рынке купил книгу Фабра «Насекомые» и на чердаке собрал интереснейшую коллекцию в три тысячи экземпляров. Разумеется, сегодня это известный ученый.
Школы в наукоградах – явление реальное и необходимое. Одаренные дети начиная с четвертого класса «варятся» в атмосфере научного поиска. Во многих научных журналах рядом с именами выдающихся ученых стоят и их имена.
Сергей КАПИЦА, член Европейской академии наук, вице-президент Российской академии естественных наук:
– Рядом с моей школой находился Минералогический музей Академии наук. Как-то мы зашли туда с одноклассниками и так и остались. Мы посещали минералогический кружок, которым руководил заведующий музеем Владимир Крыжановский. Помню, как мы приносили минералы, Владимир Ильич с нами занимался, рассказывал о камнях. Это было очень интересно. Мне было тогда 12 лет, и общение с ученым во многом повлияло на мой выбор – остаться в науке. К тому же мои родители тоже были учеными, что наложило свой отпечаток.
Мне кажется, что в школе организовать науку тяжело. В этом деле нет общих способов и рекомендаций. Каждый поступает по-своему, так, как ему удобно. Но главное – со школьниками должны заниматься молодые ученые. Это общение пойдет на пользу и одним, и другим.
Комментарии