Эту заботу взяла на себя «Учительская газета», в меру своих возможностей стала самым доступным и надежным помощником в решении педагогических проблем.
Наш век – беспощадный прагматик: поменялось нравственное содержание новой эпохи. Сегодня в людях в первую очередь востребованы такие черты, как прагматизм, бесцеремонное стремление к жизненному успеху, конкурентоспособность. Перед учителем встал главный вопрос – какие ценности нужны выпускнику, вступающему в жизнь: неповторимая творческая личность или прагматик с потребительским отношением к людям? Как доставить радость детям от учения?
На вызовы века должен отвечать свободный учитель, не боящийся принимать нестандартные решения, умеющий давать качественные знания ученикам. Новое поколение учителей хочет творчества, а не четких установок методик и предписаний. Ярким символом обновления образования в эти годы стал всероссийский конкурс «Учитель года», проводимый «Учительской газетой».
В Лицее 34 в городе Тюмени под руководством Ольги Владимировны Ройтблат, благодаря которой лицей стал новатором в обучении новыми перспективными технологиями, было создано такое построение школьного мира, где каждый учитель получал свою долю успеха, успешно развивая достоинства каждого ученика. Результаты обучения не заставили себя ждать и именно «Учительская газета» публиковала опыт работы нашей школы.
Ценность конкурса в том, что «Учительская газета» знакомила учителей России с победителями, которые потом становились проводниками всего лучшего в образовании. 35 лет конкурсу, а его организатором и душой стала Ирина Георгиевна Димова, бессменный заместитель главного редактора газеты, кандидат педагогических наук, заслуженный работник культуры РФ, профессор Академии гуманной педагогики Ш.А. Амонашвили, кавалер Почётного знака «Общественное признание». «Учительская газета» – это феномен, это рождение большого педагогического сообщества, способного к интеллектуальному и педагогическому обновлению, это собирательница российского просвещения за долгие годы. Мне, учителю советской эпохи, хорошо знакомы все этапы ее мужания и восхождения к Олимпу.
Моя мама была учителем начальных классов с 1938 по 1973 гг. (35 лет), отличник народного образования, поэтому мои школьные годы прошли под влиянием педагогики, а подшивка «Учительской газеты» была первым путеводителем в мир знаний и творчества. Вторым – содружество молодых, талантливых учителей-предметников средней школы, где я училась. Именно они раскрывали методические секреты благотворного воздействия на наши молодые умы. Поэтому не случайно после получения аттестата я решила попробовать свои силы в роли учителя немецкого языка и физкультуры (по комсомольской путёвке) в семилетней школе с. Тахтаир Байкаловского района Тюменской области. Именно здесь «Учительская газета» помогла мне утвердиться в избранном пути, и я поступила в Тюменский пединститут на филологический факультет.
Надо ли говорить о том, что дальше, где бы я ни работала, – учителем, завучем, директором школы, заведующей районным отделом народного образования г. Тюмени, – «Учительская газета» оставалась для меня источником педагогических компетенций, знакомством с опытом работы в школе учителей-новаторов. Ярчайшие впечатления, всплеск эмоций усиливали желание вносить в свою работу больше творчества, того самого творчества, которое по большому счету и создает учителя.
Последние десять лет до пенсии я работала в лицее № 34 г. Тюмени (1990-2000 гг.). Это были трудные, переломные годы, когда все смешалось в жизни страны, только школа оставалась верна себе, своему предназначению, как та батарея Тушина, которая продолжала стрелять по врагу в то время, когда вся армия уже отступала, а противник не мог поверить дерзости одной никем не защищенной батареи.
Учитель ведь тоже зависит от внешнего мира, он постоянно ощущает на себе его проблемы и болезни. Но ведь ему нужно идти к детям, к уроку.
Создавали «Учительскую газету» творцы, несущие в своих сердцах неистребимое чувство любви к своему детищу. Значение газеты невозможно переоценить: она и сегодня, благодаря уникальному коллективу и главному редактору сетевого издания Никите Викторовичу Чудину, заместителю главного редактора Ирине Георгиевне Димовой всегда на главном рубеже, своевременно знакомит учительство и общество с современными передовыми практиками обучения и воспитания детей и молодежи, вдохновляет учителя на дерзания, но в то же время не забывает о ценностях и смыслах образования. Министр просвещения РФ Сергей Сергеевич Кравцов отметил: «Как бы ни развивались технологии, отказ от традиционной системы обучения никогда не произойдёт, так как ничто не сможет заменить систему передачи знаний и ценностей от учителя ученику». Все это находит живой отклик в сердце учителя.
Говорить об «Учительской газете» – значит говорить об истории российского образования и, более того, о судьбе нашей страны, так как газета – эхо эпохи. Со славным юбилеем, любимая газета!
Надежда Фоминцева, Заслуженный учитель РФ, ветеран лицея № 34 г. Тюмени
Комментарии