У многих возникают резонные вопросы: а разве все образовательные запросы относятся только к группе одаренных детей? Разве самым обычным детям, у которых не удалось развить высокие способности, не нужны хороший учитель, вариативная среда, точный баланс жестких требований и предоставления свободы?
Да, все это нужно всем детям, любому ребенку. Разница в том, что большая часть этих запросов идет от самого одаренного ребенка, а не внедряется в него заботливым родителем и учителем, это сам ребенок в силу имеющейся у него особой мотивации хочет, чтобы ему позволили много учиться по приоритетным для него учебным предметам, а по другим предметам помогали ему оставаться в рамках единых школьных требований, сам одаренный ребенок тянется к повышенной проблемности и теоретичности обучения, к его повышенной трудности.Конечно, далеко не все запросы полностью осознаются детьми и никогда не формулируются в форме, представленной здесь. Тем не менее, по существу, почти все перечисленные запросы идут от самих учеников. Значительная часть одаренных детей с повышенной рефлексией по поводу своих возможностей и личностных трудностей предъявляет прямой запрос к психологу по поводу сниженной саморегуляции, или, как они выражаются, «слабой воли». Тренинг саморегуляции мы проводим, только имея запрос на него от самих детей. Запрос на помощь в развитии саморегуляции достаточно часто встречается в старшем школьном возрасте, существенно реже в подростковом возрасте и крайне редко в младшем школьном возрасте. Запрос на социализацию встречается, конечно, еще реже, но все же некоторые ученики старших классов, особенно с повышенной рефлексией, обращаются к психологам и по этому поводу. Поэтому образовательные запросы, выделяемые нами как объективные требования к развитию одаренных детей, в значительной мере соотносятся с собственными запросами одаренных детей.Где лучше учиться одаренным детям: в школе специализированной или массовой?Ясно, что понятие «массовая школа» очень условно: бывают случаи, когда так называемая массовая школа во всех отношениях лучше для одаренного ребенка, чем так называемая специализированная. Обычно массовой школой называется школа, где нет прицельного отбора детей по признакам развития их способностей и где не предполагается сколько-нибудь специальная работа с этим контингентом детей. Соответственно специализированной мы называем школу, где с помощью отбора удается создать в школе значительный процент одаренных детей и где, конечно, школа пытается или действительно создает благоприятные условия для их развития.Главное достоинство специализированной школы – это однородная среда. Ребенок в школе этого типа существенно реже становится изгоем, ему легче включаться в групповую работу, он быстрее адаптируется в целом к школьной среде. Понятно, что одаренные дети именно такую школу и больше любят. Именно это основное достоинство становится и главным недостатком специализированной школы. Социализация одаренных детей в специализированной для обучения именно этого контингента школе – это проблема, которую постоянно решают не только психологи, но и весь педагогический коллектив. В хороших школах этого типа детей все время вывозят то в спортивный лагерь, то в летние и зимние школы, то на разного рода другие объединенные мероприятия. Их занимают разного рода волонтерской работой, делают практически открытым дополнительное образование, когда в школу для одаренных детей вечером приходят самые обычные дети, которые посещают кружки, факультативы или многочисленные студии. Скажем, именно такая ситуация была программно и достаточно жестко задана первым директором школы-интерната «Интеллектуал» Евгением Маркеловым и сохраняется в рабочем виде до настоящего времени. Но при всей значимости этой задачи для специализированных школ социализация одаренных детей остается не вполне достаточной, некоторая искусственность такого «хождения в народ» все-таки сохраняется. Психологи, работающие в таких школах, убеждаются в этом ежедневно.Другая, прямо противоположная ситуация формируется в так называемой массовой школе. Здесь далеко не всегда создается необходимый объем образовательных условий, в которых остро нуждаются одаренные дети, но зато уж с социализацией здесь полный порядок. И задача педагогов и психологов тоже прямо противоположная – так вести (сопровождать) одаренного ребенка, чтобы он в ходе такой естественной социализации, которая может быть существенно более жесткой для него, перспективно развивался. Иногда (существенно реже в хороших школах, куда чаще в плохих) могут возникать ситуации определенного стресса для одаренного ребенка, который хороший психолог в большинстве случаев может и должен превратить в необходимый для него развивающий дискомфорт. Как показывает опыт, развивающий дискомфорт, вообще говоря, при правильном психологическом сопровождении нужен многим детям, так как дает мощный и долговременный (часто на всю жизнь) развивающий эффект. Это тот эвстресс – хороший стресс (Ганс Селье), необходимый для развития любого человека. Стресс, без которого невозможно подлинное развитие.С этой точки зрения объединение школ, в которых школа для одаренных детей инкорпорируется в другую, как правило менее специализированную, может быть весьма полезным для развития одаренных детей. Более того, оно может даже в большей мере отвечать объективным запросам одаренного ребенка, чем в специализированной школе, но лишь при условии, что достаточно грамотно создаются необходимые и достаточные условия для развития его личности и способностей. Это, конечно, очень непростая задача, но, как показывает опыт, вполне разрешимая.Особенно интересен с этой точки зрения опыт Сингапура, где одаренные дети обучаются в самых обычных школах, но при этом выделяются в отдельный класс. При этом там вполне эвристично решаются задачи создания единой образовательной среды для всех детей и одновременно с этим организации специальных условий для одаренных и высокомотивированных детей.При организации образовательной среды для одаренных детей в массовой школе необходимо соблюдать обязательное условие, без которого работа с одаренными детьми невозможна: при организации образовательной среды для одаренных детей необходимо, чтобы администрация школы руководствовалась не только здравым смыслом (как сказано, «в педагогике, медицине и политике разбираются все»), который, понятно, нужен любому педагогу, но его все-таки недостаточно.При всей недостаточности наших знаний о развитии одаренного ребенка, плавающей понятийной системе, не всегда достаточно разработанных образовательных стратегиях обучения и развития для одаренных детей, при всем поразительном разнообразии возможных вариантов такой работы все-таки, как показывает опыт многих стран, давно и успешно работающих с одаренными детьми (это страны Юго- Восточной Азии, США и даже часть европейских стран), для такой работы нужны профессионалы, нужна помощь на регулярной основе той части педагогического сообщества, которая давно и успешно работает с одаренными детьми. Следует отметить, что для этой цели уже создана и успешно действует Ассоциация школ, работающих с одаренным детьми (руководитель – Сергей Менделевич).В настоящее время МГППУ прицельно работает над задачей встраивания работы с одаренными детьми в общий контекст массовой школы. С этой целью в течение двух лет успешно работает магистратура МГППУ по направлению «Педагогика и психология образования одаренных детей», в соответствии с запросами Департамента образования туда включен отдельный курс «Организация психолого-педагогической работы с одаренными детьми в разных типах школ». Кроме того, уже проведен мониторинг выявления одаренности в массовых школах в 60 школах Москвы. Материалы мониторинга в настоящее время анализируют с позиций организации работы с этим контингентом детей в школах разного типа.Центр одаренности МГППУ разрабатывает специальные образовательные стратегии психолого-педагогической работы с одаренными детьми (выявление, их обучение, сопровождение и социальная поддержка) для тех массовых школ, которые только планируют работу с одаренным детьми, проводит регулярные семинары с учителями и администраторами массовых школ, планирующих работу с одаренными и высокомотивированными детьми на базе школ, которые имеют значительный опыт работы с этим контингентом детей. В настоящее время идет работа по анализу и обобщению опыта лучших школ Москвы, работающих с одаренными детьми. На основе такого рода научной рефлексии на базе этих школ будут создавать стажировочные площадки для подготовки магистров, вести работу по повышению квалификации учителей массовых школ.Городской Ресурсный центр одаренности при МГППУ вместе с Ассоциацией школ, работающих с одаренными детьми, разрабатывает систему психолого-педагогических требований для школ, планирующих работу с одаренными детьми, и готов выступить в качестве эксперта по проблемам качества работы с этим контингентом детей в школах разного типа. В нескольких массовых школах, направленных на работу с одаренными детьми, центр МГППУ осуществляет научно-методическую помощь в подготовке многоступенчатой (модульной) программы подготовки учителей к работе с одаренными детьми на базе МГППУ, утвержденной окружным управлением образования и включающей проведение и посещение специальных семинаров по работе с одаренными и мотивированными детьми в масштабе округа или города, концепции работы с одаренными детьми, учитывающей специфику контингента учащихся, имеющихся педагогических кадров, наличной образовательной ситуации, программы и плана работы педагогического коллектива с одаренными и высокомотивированными детьми, программы работы психологической службы с одаренными и высокомотивированными детьми с четко обозначенными целевыми показателями работы, специальной целевой программы работы школы (летние школы, выездные мероприятия, психологическая подготовка детей к участию в интеллектуальных состязаниях).С моей точки зрения, такие меры помогут каждой школе выстроить работу с одаренными детьми.Виктория ЮРКЕВИЧ, руководитель городского Ресурсного центра одаренности МГППУ
Комментарии