Цель урока. Заинтересовать учеников начальной школы химией, вызвать стремление познавать и объяснять удивительные явления. Урок проводят старшеклассники.
Оснащение и оборудование:
1. На доске запись: «Вступление в химию. Химия – наука о веществах и их превращениях».
2. Химический стакан с водой.
3. Стеклянная палочка и трубочка.
4. Предметное стекло.
5. Сливной стакан.
6. Спиртовка.
7. Спички.
8. Фильтровальная бумага.
9. Воронка.
10. Платочек.
11. Держалка.
12. Щипцы.
Реактивы:
1. Карбонат кальция.
2. Соляная кислота.
3. Вода.
4. Спирт.
5. Хлорид бария.
6. Серная кислота.
7. Калий.
8. Фенолфталеин.
9. Поваренная соль.
Демонстрационные опыты:
1. «Получение газированной воды» (взаимодействие карбоната кальция с соляной кислотой).
2. «Несгораемый платочек» (горение платочка, смоченного водой и спиртом).
3. «Получение молока» (взаимодействие хлорида бария с серной кислотой).
4. «Газированная вода с сюрпризом» (взаимодействие воды с калием в присутствии фенолфталеина).
Лабораторный опыт: очистка поваренной соли.
ПЛАН УРОКА
Ведущий 1. Здравствуйте, ребята! Сегодня вас пригласили на урок химии. Это очень серьезная и умная наука. Об этом говорят стенды, таблицы, исписанные пока непонятными для вас словами и формулами. Не надо их страшиться. Познавшему ее основы химия дает возможность получать очень нужные для человека вещества.
Посмотрите, в этой колбе – газ. Из него можно получить многие полезные вещества: игрушки, бензин, лекарства… Из угля, вот этого куска, который человек сжигает, чтобы получить тепло, можно изготовить лекарства, краски, ручки, ткани, пластмассы. Из нефти человек может получить буквально все: пищу, одежду, предметы быта…
Итак, ребята, химия – наука, умеющая творить чудеса.
Химия требует самого серьезного, самого ответственного к себе отношения. Это наука о веществах и превращениях настолько необыкновенных, что непосвященным они кажутся чудом.
Ведущий 2. Конечно, вы хотите увидеть чудеса? Пожалуйста! Любители химии покажут вам их.
Вам хочется газированной водички? Возьмем химический стакан с белыми камешками (карбонат кальция) и прильем прозрачной бесцветной жидкости (раствор соляной кислоты). Пожалуйста, газированная вода готова. Но мы вас не угостим ею, так как пить, есть, пробовать вещества на вкус в химическом кабинете строго запрещено.
От удивления вы немного вспотели. Вам нужен платочек?Мы можем вам дать волшебный несгораемый платок. Не верите? Смотрите, поджигаем… Горит, но не сгорает. Разве не волшебство?!
Кто любит молоко? Мы, химики, можем получить его из простой воды.
А в заключение сделаем много газированной воды с сиропом. Возьмем воду, капнем в нее каплю бесцветного вещества (фенолфталеин) и бросим маленький твердый кусочек – калий. Вот сироп и готов.
Вот какие чудеса может творить химия. А как эти чудеса называются в химии? Да, химические превращения, или химические реакции. Кто скажет, о чем наука химия? (О веществах и их превращениях). Правильно, молодцы.
Ведущий 1. Вам, конечно, очень хочется «похимичить» самим. Да? Попробуем совершить чудо со знакомой вам поваренной солью. Это вещество необходимо людям и животным. Знаете ли вы, ребята, что у древних народов нередко бывали войны из-за соли? Некоторые народы Африки за соль платили золотом. У римлян ни одно жертвоприношение не обходилось без соли. А римские легионеры времен Цезаря часть жалованья получали солью.
В Китае в XIII веке, как говорят путешественники, из соли изготавливали монеты. И даже в 1927 году в Эфиопии, по свидетельству академика Николая Ивановича Вавилова, соль заменяла крупные деньги, а красный перец – мелкие. У всех народов соль – символ гостеприимства, верности и радушия. Хлебом-солью встречают самых дорогих гостей. И наоборот, просыпать соль означало по древним поверьям навлечь на себя гнев богов.
Каждый человек в год употребляет 3-3,5 кг соли. Подсчитали, что все жители нашей планеты в год расходуют примерно 17 миллионов тонн соли. Соль добывают со дна испарившихся соляных озер. Но это не значит, что ее не надо беречь и экономить.
Ведущий 2. Случилась беда. Соль смешалась с песком и глиной. Что же делать?
В очистке нам поможет химическое оборудование, оно у вас на столе. Это химический стакан, палочка для размешивания, фильтровальная бумага, воронка, держалка, стеклышко для выпаривания, спиртовка, сливной стакан.
Проверим, как вы запомнили названия оборудования. Я буду называть предмет, а вы показывайте мне его… Молодцы!
Возьмите химический стакан, высыпьте в него загрязненную соль. Стеклянной палочкой с резиновым кончиком мешайте полученную смесь, пока соль не растворится. Теперь положите палочку на стол, на свое место. Все растворили?
Возьмите в руки фильтр, отсоедините один лист, вставьте в центр фильтра палец, смочите фильтр, вставьте в воронку и поставьте в пробирку (стакан). Поставив стеклянную палочку в угол воронки, налейте отстоявшуюся жидкость на фильтр. Смотрите, не перелейте через край!
Обратите внимание, через фильтр проходит вода и получется очень прозрачной, а на фильтре остаются частички песка и глины. Где соль? Да, соль в воде. Как же ее выделить? Да, воду надо выпарить. Для этого возьмите спиртовку, поставьте на середину стола, снимите колпачок, поправьте пластину, фитиль пальчиками сделайте в виде султанчика и зажгите. А теперь возьмите держалку, укрепите в ней стеклышко, нанесите на неe полученный фильтрат и прогрейте все стеклышко, только не касайтесь фитиля, он холодный, поэтому стеклышко может лопнуть. Что вы видите? Пар. Это испаряется вода. А на стеклышке, что? Белая, чистая соль.
Вот вы и научились делать чудеса своими руками. Какие? (Из грязной соли получать чистую). А как вы это делали? (Растворяли, фильтровали, выпаривали). Пригодится ли вам это в жизни? (Да, если у нас будет грязная соль, мы сумеем ее очистить).
Ведущий 1. Наш урок окончен. До новых встреч!
Надежда КУЗНЕЦОВА, учитель биологии и химии; Елена МЕЙСНЕР, кандидат сельскохозяйственных наук, учитель биологии и химии Краснослободской городской гимназии, Волгоградская область
Комментарии