В нашем лагере был впервые открыт кружок журналистики и стала издаваться газета. Было выпущено четыре номера: три восьмистраничных и один шестнадцатистранич-
ный, отражающие наиболее важные проблемы лагеря.
Работа над газетой началась сразу же после официального открытия лагеря. Название придумали сами ребята.
Первый день работы целиком ушел на то, чтобы придумать шапку, колонтитулы, продумать, как примерно может быть расположен будущий материал. Именно тогда появилась идея первую страницу каждого номера делать своеобразной обложкой. В тот день был осуществлен набор большей части текстового материала ближайшего номера. Все остальные дела были перенесены на следующую неделю.
Первый номер газеты был своеобразной визитной карточкой отрядов лагеря. Они были представлены названием отряда, девизом и отрядной песней. Укреплялись общелагерная общность, координация между отрядами и всеми читателями газеты.
По отрядам была проведена беседа о прессе, о целях, задачах и возможностях газеты, отобран контингент детей, которые хотели бы попробовать себя в журналистике. В общей сложности таких детей за месяц работы в лагере оказалось около 30 (из них активно работали человек 15-20). В первом номере газеты были опубликованы первые впечатления о лагере в целом и об отдельных его отрядах.
Раз в неделю (по пятницам) проводились теоретические занятия, на которых обсуждались различные формы подачи газетного материала: заметка и информация, репортаж, интервью, путевые заметки и очерки.
В обсуждении участвовали члены редколлегии и кружка журналистов, число которых увеличивалось от номера к номеру. Все виды работ в большей или меньшей степени нашли отражение на страницах газеты, что способствовало формированию журналистской культуры всех ребят лагеря, развитию творческих начал.
Занятия проводились как коллективные (несколько отрядов сразу определяли главное событие недели, решали, о чем следовало бы написать и что обсудить в текущем номере газеты), так и по отрядам.
Результатами коллективного творчества стали, например, репортаж “Комический футбол” (N 2 газеты), путевые заметки о посещении Ясной Поляны (N 3), репортаж о КВНе “Горячие головы” (N 4).
Более охотно дети работали в форме небольших жанров, таких, как информация (17 материалов), короткий репортаж (5 материалов), интервью (4 материала).
Особым жанром в газете (и новым для нас) стали придумываемые детьми комиксы. Дети предложили всячески развивать этот новый для газеты жанр.
Был у газеты и свой умелый фотокорреспондент – мальчик из первого отряда, который изъявил желание сотрудничать в газете и в дальнейшем – в муниципальном детском журнале.
Дети вначале с большой охотой взялись за работу, но вскоре поостыли и работали “наскоками”. Однако они стали активными читателями газеты.
Первоначально предполагалось, что газета будет выходить в понедельник, возможно, вечером. Но уже с первым номером стало очевидно, что гораздо более реальный срок – среда, поскольку объем газеты не четыре, а восемь страниц (а последний номер – четвертый – имел объем шестнадцать полос).
В пятницу производили отбор, редактирование и набор части материалов, в понедельник и во вторник – основной объем набора и редактирование текстового материала, сканирование рисунков и фотографий, предварительную корректуру, обработку сканированных изображений. Затем проводилась верстка. Собственно, все эти действия не были строго распределены во времени. Если текстовый и графический материалы были более или менее обработаны, то делалась верстка. Затем бралась новая порция текста и графики, обрабатывалась и вводилась в номер. К тому же в понедельник (а иногда и во вторник) ребята приносили новые материалы для текущего и будущих номеров. В среду с утра производилась доводка, исправлялись не замеченные ранее ошибки, опечатки. Иногда эта шлифовка занимала всю первую половину дня.
Готовые страницы (формат А4) отпечатывались на лазерном принтере и наклеивались на листы формата А3. Склеенный таким образом оригинал-макет тиражировался на ксероксе и вечером того же дня (т.е. в среду) или на следующее утро распространялся среди детей и сотрудников лагеря.
В процессе работы возникали трудности. Например, сканировать изображение приходилось сразу в больших объемах в те периоды, когда компьютер с подключенным к нему сканером оказывался свободным. Достаточно много времени уходило затем на перенос информации с компьютера со сканером с помощью дискет на компьютер, за которым производилась работа над газетой (иногда на это пустое, по сути, занятие уходило до 40 минут, да к тому же не хватало дискет). Куда удобнее было бы, если бы компьютеры были объединены в локальную сеть (это тем более удобно, когда одновременно работает группа людей) и сканер всегда был бы под рукой (если фотографию приносили в 11 часов утра, то отсканировать ее удавалось только вечером, а обработать и включить в номер газеты – только на следующий день).
Другой проблемой, которая отняла много времени и нервов, было регулярное “зависание” компьютера (по 3-4 раза в день), связанное с недостатком оперативной памяти. “Зависания” вызывали потерю блоков подготовленной информации, и происходило как бы отбрасывание сделанной работы назад.
Приятным моментом в работе было наличие под рукой лазерного принтера, HEWLETT PACKARD, ресурсов которого хватало, чтобы отпечатать самую сложную страницу газеты без потери качества.
Наконец, использование ксерокса для тиражирования имело тот плюс, что получались экземпляры достаточно высокого качества. Но при увеличении тиража или объема (или того и другого сразу, как это было с последним номером) становились заметными затраты времени (на тиражирование последнего номера ушло более 4 часов). Поэтому целесообразным видится использование более быстрого оборудования для тиражирования, даже при некоторой потере в качестве (ризограф). К тому же стоимость копии, изготовленной на ризографе, примерно на порядок ниже, чем на ксероксе (при достаточно большом тираже).
Использован материал книги “Лето в городе: проблемы развития и оздоровления детей”.
Комментарии