search
main
0

Гавань для «пеликанов»

В 16‑й раз в Самаре собрались лидеры образования со всей страны

Признаюсь, когда я попадаю на профессиональные конкурсы, особенно «Учитель года России», а также на слеты, форумы, конференции ярких педагогов страны, я как бы на время теряю ощущение себя как журналиста с большим стажем работы. Погружаясь в обсуждения, лекции, общение в кулуарах, мастер-классы, я думаю: «Нет, мне никогда об этом не рассказать». То, о чем говорят, слишком талантливо, чтобы передать словами. Столько новых идей, приемов, новых трендов, аналитических выводов, ну как обо всем поведаешь в одной статье? Поэтому, принимаясь за текст, посвященный 1‑му съезду председателей региональных отделений Общероссийской общественной организации лидеров образования «Учитель года» и 16‑му Всероссийскому форуму «Педагогическая гавань», которые прошли в Самаре, я хватаюсь за спасительную соломинку. Да нет, не соломинку, глыбу – это Самарская областная организация Общероссийского Профсоюза образования.

У входа в Дом пеликана в Самаре

 

Слово профсоюзному лидеру

Профсоюз – давний партнер учителей года. А председатель ООО ЛО «Учитель года» Светлана Ильина считает руководителя Самарской региональной организации профсоюза Антонину Гудкову своим наставником – и в профессии, и в жизни.

Сама же Антонина Васильевна призналась, что, как и все постоянные участники «Педагогической гавани», которая идет уже 16 лет, ждет этих встреч с нетерпением, чтобы пообщаться с умными, талантливыми педагогами.

Антонина ГУДКОВА и учитель физики гимназии №3 Самары Рафаэль ФАЙРУШИН

На одном из важных мероприятий самарского форума – круглом столе в Самарской губернской думе на тему «Год педагога и наставника: новые перспективы и возможности» – Антонина Гудкова говорила не только о проблемах, но и о возможных решениях. Наставничество, уверена профсоюзный лидер, – это особая кадровая технология. «У нас в голове всегда, что наставничество – это взаимодействие опытного и молодого педагогов. Хотя существует около десятка видов наставничества. В вузе оно может быть в формате не только «студент – преподаватель», но и, например, «студент – студент».

Антонина Васильевна говорила о том, что в образовательных организациях многие не хотят быть наставниками – просто потому, что у них нет никакой мотивации, ни моральной, ни материальной. «Нужно, чтобы в коллективном договоре был пункт – оплата наставничества из стимулирующего фонда», – поясняет профлидер. И продолжает рассказывать о полезном опыте. Так, в профсоюзных кружках педагоги получают необходимую информацию по вопросам психологии, актерского мастерства, ораторского искусства. «Кстати, у Макаренко прочитала, что педагога надо готовить так, как готовят актера…. Я обращаюсь к педагогическим вузам с предложением внедрить в программу подготовки студентов курсы по актерскому мастерству».

 

О наболевшем – в Год педагога и наставника

Круглый стол, посвященный грядущему Году педагога и наставника (форум и съезд состоялись в декабре), получился многоплановым. Были важны и приветствия, ведь, конечно, педагогов вдохновили слова председателя Самарской губернской думы, президента Самарского государственного медицинского университета Геннадия Котельникова: «От учителя зависит очень многое». Между прочим, Геннадий Петрович помнит по именам всех своих учителей, начиная с 1‑го класса. А также благодарность Виктора Кудряшова, первого вице-губернатора, председателя правительства Самарской области: «Вы воспитываете хороших людей, которые будут достойными гражданами своей страны». И презентация самарской модели наставничества, которую очень коротко и ярко сделала и. о. министра образования и науки Самарской области Ольга Лысикова.

И, конечно, сразу фиксировались предложения к Году педагога и наставника, которые учителя года – представители региональных клубов «пеликанов» – будут реализовывать во всех уголках страны.

Сразу несколько идей у председателя редакционного совета издательского дома «Учительская газета», члена правления ООО «Учитель года» Петра Положевца: «Мы должны вовлечь в создание новых форматов конкурса «Учитель года» все педагогическое сообщество страны. Этот год будет успешным в том случае, если будет очень серьезное межведомственное взаимодействие. Надо привлечь серьезное внимание средств массовой информации. Необходимо создать сообщество выпускников школ».

Людмила Левина, главный редактор журнала «Химия в школе», считает, что Общероссийская общественная организация «Учитель года» может стать коллективным наставником для предметных сообществ учителей.

И. о. ректора Самарского государственного социально-педагогического университета Светлана Бакулина уверена, что увлечь и удержать молодого педагога в школе могут именно учителя года. «Надо, чтобы вы им рассказали – а в чем для вас ценность профессии педагога? Почему вы в ней? Надо создать в педвузах лаборатории учителей года».

Светлана Ильина не только руководитель ООО «Учитель года», но и директор самарской гимназии №3, председатель Комитета Самарской губернской думы по образованию и науке. Она смотрит на образование с разных сторон и говорит о самом наболевшем. Например: принят закон о снижении отчетности для учителей, но администрации школ по-прежнему загружены бумагами. Это мешает школе эффективно работать. А ведь вся информация о ее деятельности есть на сайте. Привлечь в профессию поможет выделение служебного жилья для учителей. Светлана Сергеевна уверена: «Если мы объединимся нашими регионами, мы сможем продвинуть решение этих проблем. Другой такой возможности не будет. Год педагога и наставника у нас один».

Кстати, тема 16‑й «Педагогической гавани» – «Будущее в наших руках». Все не случайно.

 

Точка роста

Три главных предложения круглого стола, а фактически всего форума «Педагогическая гавань», появились в группе ООО «Учитель года» ВКонтакте:

– в Год педагога и наставника в регионах должны появиться памятники учителям и наставникам. Во многих регионах они уже есть, но пока не везде;

– продолжить работу над закреплением термина «наставник» в законодательной базе, ходатайствовать о федеральных выплатах всем педагогам, осуществляющим наставническую деятельность;

– ООО лидеров образования «Учитель года» должна войти в состав оргкомитета конкурса «Учитель года России» и учредить свою номинацию для награждения победителей на федеральном этапе.

Кстати, если вам еще не знаком адрес странички сообщества учителей года, обязательно запишите: https://vk.com/club_teacher_of_russia. В разделе видеозаписей (https://vk.com/video/@club_teacher_of_russia) вы найдете трансляции важнейших событий «Педагогической гавани».

К ним относится, конечно, торжественное открытие форума в загородном комплексе «Русская охота», где впервые прозвучал гимн Общероссийской общественной организации лидеров образования «Учитель года» в исполнении всех приехавших в Самару. Музыку к гимну написала Светлана Ильина, слова – Дмитрий Матков и… опять Светлана Сергеевна (да, таланты учителей года многогранны!). А еще в дни форума открылся и начал обживаться Дом пеликана – приют, где можно выпить чашечку кофе, перекусить, отдохнуть, посмотреть телевизор, изучить историю движения «Учитель года». Спасибо самарским «пеликанам», Светлане Сергеевне за такой уютный дом!

Ключевое событие «Педагогической гавани» – обсуждение текущих дел и планов родившейся в 2022 году Общероссийской общественной организации «Учитель года», объединившей 55+ регионов (их количество растет не по дням, а по часам). Светлана Ильина провела сессию стратегического планирования, на которой педагоги отвечали на вопросы: для чего нужно сообщество учителей года, кто такой учитель года, для кого он? Советы ООО «Учитель года» общались и решали насущные проблемы. Организаторы региональных состязаний анализировали прошедший финал конкурса «Учитель года России»-2022.

Благодаря выступлению победителя Всероссийского конкурса «Учитель года»-2015 Марии Ахапкиной на тему «Учитель года и наставничество. Новый взгляд» мы задумались над основными проблемами и противоречиями конкурса. Да, педагоги, прошедшие состязание, справедливо называют его точкой роста и считают главным событием в жизни. А вот учителя, вступающие на эту тропу, зачастую оказываются один на один с конкурсными испытаниями. И если есть у них наставники, к сожалению, они не всегда оправдывают ожидания. «Конкурс «Учитель года» высвечивает проблему отсутствия наставничества», – справедливо считает Мария Евгеньевна. В том же самом хранилище трансляций в группе сообщества ВКонтакте вы можете найти ее полное выступление.

 

Учимся и учим

В тексте гимна движения «Учитель года» есть такие слова:

Мы готовы опытом делиться,
И за дело мы беремся смело.
Будем и учить мы, и учиться,
Ведь у совершенства нет предела.

Три дня участники форума учили и учились беспрерывно. Был дан не один десяток мастер-классов. Петр Положевец, например, инициировал интересный разговор. Говорили о мотивации и необходимости научить ребенка ставить вопросы, о межпредметных связях и о том, что делает ученика счастливым. Исследования показали – это возможность выбора и доверие к педагогу. Школа будущего для Петра Григорьевича – без классов, без стен, без учебников. Но при этом учитель обязательно в ней есть. А искусственный интеллект педагогу в помощь, не на замену.

Абсолютным победителям конкурса «Учитель года» всех лет была посвящена интерактивная игра «Просвещенный пеликан». Прочитав набор фактов, надо было угадать, о ком идет речь…

И я предлагаю вам, уважаемые читатели, задание. Совсем несложное. Я назову имена абсолютных победителей, приехавших в Самару в 2022 году, а вы найдите о них информацию и научитесь чему-нибудь. Итак – Артур Заруба, Михаил Нянковский, Екатерина Филиппова, Игорь Карачевцев, Алексей Овчинников, Вита Кириченко, Лариса Арачашвили, Екатерина Костылева, Дмитрий Лутовинов. Нашли, научились? Пишите в редакцию, чему!

Оксана РОДИОНОВА

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте