Цели:
дать учащимся общее представление о том, кого можно назвать культурным человеком;
показать роль культуры в межличностных отношениях;
содействовать развитию внутренней и внешней культуры учащихся.
Основные понятия:
культура, внешняя культура, внутренняя культура, бескультурье.
Оборудование урока:
Я. Соколов, “Граждановедение”, ╖30.
Методический альманах.
Таблица “Культурно или бескультурно?”
Сценки, заранее поставленные учащимися.
Мотивация урока
Учитель излагает пример с новой ученицей (стр. 63) и задает вопрос: “Можно ли назвать эту девочку культурной? А ребят из этого класса?”
Запись темы урока в тетрадь.
Эпиграф урока:
“В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли”.
А. Чехов
Учащиеся показывают сценки, заранее приготовленные по просьбе учителя.
С какой культурой – внутренней или внешней – нас познакомили эти сценки?
Работа с текстом “Очень трудно…” (стр. 65).
Внешняя культура: манера поведения, речь, внешний вид, физическое здоровье, культура тела.
Работа в паре.
Прочитайте текст “Джинсы хорошо, а культура лучше” (стр. 67). Почему перед Ирой поблекли джинсовые девочки? Кого бы вы хотели иметь своим другом – деликатного и воспитанного человека или джинсового хама?
Что такое духовная культура? Работа с текстом на стр. 64.
Прочитайте слова С. Смайлса на стр. 68. Приведите соответствующие примеры из прочитанной вами литературы или собственного жизненного опыта.
Учащиеся самостоятельно переводят текст на стр. 64 в схему. Эту работу можно провести как групповую.
Закрепление
Тренинг “Портрет культурного человека”.
Домашняя работа
Сочинение (темы на стр. 69) – по выбору учащегося.
“Портрет культурного человека”
У каждого из нас есть свое представление о том, каким должен быть культурный человек. Есть признаки, по которым мы судим: “Это очень культурный человек, а у этого совсем нет никакой культуры”. Но может быть, кто-нибудь из нас ошибается в своих оценках? Сейчас вы попробуете составить обобщенный портрет культурного человека.
На первом этапе каждый из вас должен написать 10-15 признаков культурного человека. На эту работу отводится 3 минуты. В это время вы работаете индивидуально, не помогая друг другу и не проводя консультаций.
На втором этапе вы работаете в группе. Обсудите все предложения. Простым голосованием составьте список из 10-15 признаков, характеризующих культурного человека.
На третьем этапе работы представитель каждой группы зачитает и прокомментирует полученный портрет.
(На третьем этапе работы учителю целесообразно на доске записывать перечисленные группами признаки, выделить повторение. Если признаков будет много, простым голосованием можно выбрать 10-15. Полученный “портрет культурного человека” можно порекомендовать ребятам записать в тетрадях для дальнейшего самостоятельного осмысления).
Людмила БЕЛОВА,
учитель граждановедения
Москва
Комментарии