search
main
0

Гармония в многообразии . Молодежный центр прав человека и правовой культуры

Три урока в 6-м классе

может проводиться в блоке «Терпимость к различиям. Толерантность» при изучении темы «» с учащимися 5-7-х классов.

Тема «Терпимость к различиям. Толерантность»

Уважение национальных, расовых и культурных различий. Запрещение дискриминации

Расовая, национальная

и культурная рознь

Занятие рассчитано на учащихся 6-го класса. Продолжительность – 2 часа.

Цели занятия:

дать общее представление о многообразном составе человечества; развить уважение к правам людей различных рас и национальностей;

показать причины расизма и национализма, опасность проявления крайних форм нетерпимости к людям иной расы и национальности;

познакомить с проявлениями дискриминации.

Знание и понимание терминов:

расы, нации, дискриминация, геноцид.

Умения:

оценивать жизненные ситуации с позиций терпимости;

делать выводы об антигуманной сущности расизма и национализма.

Навыки:

общения посредством оценки мнения других; посредством ведения дискуссий в группе при составлении перечня признаков.

Материалы:

эпиграф на доске: «Ни один народ в мире не одарен какой-либо способностью преимущественно перед другими» (Г. Лессинг);

муляжи людей разных рас (можно слайды или картинки);

картинки и фото из журналов и газет с изображением фактов расовой, национальной и религиозной дискриминации;

хрестоматии (по числу групп) с рассказом И. Бабеля «История моей голубятни»;

политическая карта мира (по числу групп).

Ход урока:

Класс делится на 3-4 группы (по количеству рас. Сегодня в науке существует два мнения о количестве рас. Многие ученые добавляют к известным трем австралоидную расу).

Желательно пригласить на урок (или только на вводную часть) учителя биологии. Это вызовет живой интерес и даст возможность повести полемику двум учителям, постепенно включив в нее и детей.

Каждая группа получает изображение человека одной из рас (муляж, рисунок или фотографию).

Учитель биологии: Назовите основные отличительные черты человека вашей расы (негроидной, монголоидной, европеоидной, австралоидной).

Дети называют, ведущий (как правило, это учитель истории и граждановедения) записывает на доске ответы учеников в четыре столбика.

Учитель биологии: Попробуйте теперь выделить линии сравнения всех четырех рас (волосы, цвет кожи, форма носа, цвет и форма глаз и т.д.). Как можно обобщенно назвать эти признаки?

(Биологические)

Ведущий: Интересно, а каково происхождение этих различий? Почему люди такие разные?

(Ответы детей: влияние климата, особенностей местности, рельефа, близости моря и т.д.).

Учитель биологии может помогать ребятам, задавая группам наводящие вопросы, например:

Почему у монголоидной расы припухлые веки, а ресницы опущены вниз?

Зачем неграм такие жесткие курчавые волосы, лежащие на голове как шапка?

Почему глаза у европейцев чаще всего светлые?

Учитель биологии обобщает ответы детей и дает объяснение механизмов изменений в физическом облике человека; это второй признак расы – различия формировались в ходе эволюции в связи с задачей адаптации к определенной среде.

Ведущий: Значит, люди не виноваты в том, что они так не похожи друг на друга. И нет причин друг друга ненавидеть. Но почему ненависть все же существует?

(«Неприятно, если на тебя не похожи…» Более существенные научные объяснения этого феномена для детей того возраста слишком сложны.)

Далее урок может вести только учитель истории и граждановедения.

Учитель: А вы замечали, что и среди негров, китайцев есть разные люди, они не похожи друг на друга? Внутри любой расы люди отличаются друг от друга.

(Выясняется, что далеко не все дети умеют эти различия – чисто внешние – замечать, им кажется, что все негры одинаковы!).

Учитель: Назовите различные национальности в составе ваших рас.

(Если задание вызывает затруднения, дети могут воспользоваться политической картой мира.)

1. Европеоидная раса: немцы, англичане, поляки, русские…

2. Монголоидная раса: китайцы, японцы, корейцы, вьетнамцы…

3. Австралоидная раса: маори, полинейзийцы…

4. Негроидная раса: кенийцы…

(Наибольшие затруднения вызывают австралоидная и негроидная расы.)

Учитель: Каковы основные признаки национальных отличий? Что отличает, например, немца от француза?

(Территория, язык, обычаи, традиции, национальные блюда, черты характера – немцы очень аккуратные, а французы очень веселые.)

Учитель: Все это может стать причиной конфликта, непонимания среди людей. Какие нации и почему, на ваш взгляд, чаще других подвергались гонениям?

(Евреи, цыгане, поляки).

Учитель: Подведем итог. Все люди разные, неодинаковые, отличные друг от друга. Это хорошо или плохо?

Доска делится на два столбика. Дети называют «плюсы» и «минусы» такой ситуации (непонимание, войны, разнообразие, обогащение культур и т.д.), учитель записывает.

Учитель: Напишите в тетради мини-рассуждение на тему «Если бы все люди были одинаковыми…». Можно выполнить это задание в виде плаката под девизом «Всех под одну гребенку!».

Следующий этап урока начинается с упражнения «Можно мне внутрь?» Возможен и другой вариант: дети по группам получают фото и картинки с фактами расовой, национальной, религиозной дискриминации. Ведется обсуждение ситуаций с выходом на понятие «дискриминация».

Учитель: Как вы понимаете это слово?

(Насильственные действия против людей другой расы, нации, религии).

Учитель: А кто из вас знает анекдоты про чукчей, или евреев, или армян?

(Лес рук).

Учитель: Кто эти анекдоты сам рассказывал кому-то?

(Все).

Учитель: Разве это не дискриминация?

(Но это же не насильственные действия! Это просто шутка!).

Учитель: Нет. вы не правы. Есть выражение «убить словом». Это как раз тот случай. Народ, над которым постоянно смеются другие, не может счастливо развиваться. Если представители этого народа окажутся в меньшинстве на территории другого народа, смогут ли они ощущать себя полноценными и достойными гражданами?

(Дети вспоминают игру «Можно мне внутрь?», обсуждают, что чувствовали участники – те, кто остался вне круга, и те, кто стоял в кругу).

Учитель: Есть и другие проявления дискриминации – лишение прав. Приведите примеры.

(Раздельное обучение негров и белых в США, мальчиков и девочек в арабских странах, автобусы «Только для белых»…)

Учитель предлагает обратиться к эпиграфу на доске.

Учитель: Однако из истории мы знаем, что часто появляются нации с претензией на мировое господство.

Чтение рассказа И. Бабеля «История моей голубятни». Объяснение понятия «геноцид».

Домашнее задание:

1. Подобрать примеры геноцида в прошлом и в настоящее время.

2. Испытывали ли вы на себе когда-либо дискриминацию по признаку расы, пола, нации, социального положения родителей и т.д.?

На следующем занятии используются материалы из пособия «Ты и твое право».

Екатерина ПОТЕМКИНА,

учитель граждановедения

Определение собственных этнических предпочтений. Ценность разных культур

Цель урока: воспитание терпимости к людям иной национальности, культуры, религии.

Задачи:

выявить стереотипы и предрассудки в нашем отношении к другим национальностям;

помочь учащимся определить и проанализировать причины своего восприятия и конкретных представителей других национальностей, с которыми они общаются, и национальностей «в целом»;

на примере донского казачества показать, как могут уживаться вместе представители разных культур;

показать недопустимость, пагубность насильственной ассимиляции.

Форма: беседа; работа с книгой «Права человека»; выполнение упражнений «Шкала социального расстояния (степени приятия)»; использование сборника «Старшеклассникам об ООН».

– Ребята, на прошлом занятии мы говорили о культуре, даже культурах, разных народов. А где живем мы?

– В России.

– Правильно, а точнее?

– В Ростовской области.

– На Дону.

– В столице казаков.

– В Новочеркасске.

– А какие народы живут в нашем крае? Люди каких национальностей?

Ответы: русские; армяне; грузины; азербайджанцы; евреи; украинцы; белорусы; молдаване; цыгане; много кавказцев; дагестанцев, аварцев, кабардинцев, ингушей, есть чеченцы; у нас в школе учился чернокожий мальчик, но у него мама русская; за городом прямо в палатках целая группа таджиков живет, там мужчины, женщины, дети, они от войны убежали; татары; калмыки…

(Далее проводится упражнение «Шкала национального приятия» и идет обсуждение).

– Ребята, а почему некоторые из вас говорят о какой-то национальности с неприязнью?

– У нас соседи – беженцы из Чечни, у них там был дом, машина, а остались без ничего. Там жить им было нельзя, зачем тогда чеченцам у нас жить?

– У нас соседи из Грузии бежали, они там родились, они хорошо знают грузинский язык, дочь закончила грузинскую школу, а им пришлось за бесценок продать все и ехать сюда, потому что на улицу нельзя им было выйти, дети грузинские даже кричали «русские свиньи». Пусть и живут все народности каждая у себя.

– У меня тетя из Узбекистана бежала с мужем, детьми. Муж был военный, их оскорбляли, обзывали, они все бросили: и квартиру, и мебель. Мне обидно за них.

– Ребята! Вы хотели бы, чтоб все люди разных национальностей уехали: армяне к армянам, евреи к евреям, украинцы к украинцам?

– Нет, пусть, кто живет уже, пусть живет.

– Мне таджиков жалко, они ходят и просят все одежду; мама им кастрюлю отдала. Их там могут убить.

– У меня мама украинка, что же – ей уехать, а нам с папой оставаться?

– Лина Одинцова: – А я вообще везде плюсы поставила, а черты национальностей не хочу писать. Как это можно? Ведь все бывают и добрые и злые. Даже среди чеченцев добрые бывают, а среди русских – злые; везде есть талантливые, веселые, молчаливые. Мне не нравится отвечать на эти вопросы.

Свой разговор мы начали с того, что мы живем на Дону в казачьем крае. А откуда взялись казаки? Бежали люди обиженные самых разных национальностей. Всех Дон принимал и никого не выдавал. «С Дона выдачи нет», – вот такой был закон у наших предков. Жили сперва казаки сами, без женщин, а когда устроились, захотели семьи завести. Жили тем, что устраивали набеги на турок, поляков, черкесов, иранцев. Вот и везли пленниц оттуда и брали их в жены. А те привыкали, рожали детей, шли поколения одно за другим. И теперь мы и сами не знаем, чья кровь в наших жилах течет, кто были наша пра-пра-прапрабабка или пра-пра-прапрадед. Но с гордостью говорим: мы – казаки, хотя это не национальность, а сословие. Гордимся, что казаки много для России сделали, славились своей храбростью и всегда жили дружно. Людей с одной станицы называли односумниками, если кто погибал,то добыча делилась и на его семью. Не забывали погибшего, его родных. Как бы хотелось, чтобы и сейчас мы встречали всех, как когда-то принимали к себе, независимо от национальности. «С Дона выдачи нет!» – говорили наши предки. А мы бы сказали: «Пусть приезжают к нам люди разных национальностей, пусть себе живут, хватит всем места». А если будем жить в мире и терпении, то только богаче станем от этого душой. Присмотримся ближе к окружающим нас людям, попробуем их понять. У нас в городе работает воскресная армянская школа. Там занимаются не только армянские дети, но и русские дети и взрослые с увлечением. Ее двери открыты всем желающим. Не хотят армянские жители Дона растерять свое духовное родство, мало того – и нас, всех желающих, принимают (показываю снимок из газеты, где русские и армяне сидят на занятиях). Может быть, и нам стоит приблизить к себе всех, кто нас окружает. Как нам приблизиться? Подумаем над этой проблемой и на следующем занятии.

(Продолжается обсуждение «Шкалы национального приятия»).

– Ребята, чем определялось ваше решение назвать именно эту черту характера?

Армяне – вредные (у нас пацан в лагере был вредный такой, всем надоел, приставучий); грязные (у нас соседи были, у них как-то грязно всегда было); ленивые (не любят физическую работу, только на базаре торговать); любят танцевать (я была на концерте, там выступали армяне, очень красиво танцуют, поют); чувство юмора (в КВНе команда «Новые армяне» очень остроумная); высокомерные (у нас родственница вышла замуж за армянина, а его родители были против: «Зачем тебе эта грязная русская!); предприимчивые (директор завода ЭСКОРТ ЛТД – родители говорят, что завод работает, директор владеет многими акциями, а еще у него в Ростове водочный завод – он армянин).

Евреи – умные, хитрые (все евреи в начальстве, почти все имеют высшее образование – так говорят).

Украинцы – неразборчивы в еде (хорошие знакомые едят все подряд, что ни предложишь); жадные (во всех анекдотах украинцы жадные); хитрые (дедушка всегда говорит: «Ты хитрый, как хохол»); хорошо ловят рыбу (отдыхали на Дону, а рядом тоже отдыхали с Украины, они хорошо ловили рыбу); чистоплотные (любят чистоту, порядок, вышивки красивые, они даже помешаны на чистоте, я был на Украине, видел: они все время моют, чистят); музыкальные (мама говорит, что украинский язык самый мелодичный после итальянского, песни украинские очень красивые, их все поют, на каждом домашнем празднике); пьют горилку (в фильмах видел); добрые (у меня бабушка украинка, она добрая-добрая); упрямые (у нас дома говорили, что, если хохол упрется, его ничем не переубедить, в анекдотах тоже об этом рассказывают).

Чеченцы – злые, злопамятные, жестокие, грязные (у меня двоюродный брат погиб в Чечне, он был добрый и молодой); они всегда мстят, грязные (мне так кажется); самолюбивые (они хотят сами жить, не хотят быть с Россией), телевидение показывает террористов, преступников много среди чеченцев; воинственные (все время воюют, еще Толстой писал, и сейчас); жестокие (у нас сосед – парень закончил военное училище, только женился, попал во Владикавказ, а потом в Моздок, он насмотрелся на раненых, сейчас ушел с военной службы, сказал: «Я не хочу быть убитым, хочу жить…», а раньше так хотел быть военным); чеченцы – террористы, воруют людей, в Пятигорске вокзал взорвали, я видела в газете снимок с убитой девочкой.

Русские – добрые, дружелюбные, гостеприимные (у нас живут разные народы, мы никого не обижаем, никого не гоним).

– У нас русский язык и литературу преподает Эльмира Мамедовна, она азербайджанка. Сперва наши родители ходили к директору, просили, чтоб русский язык кто-то другой преподавал, а директор не разрешил. А теперь привыкли. Она только сильно требует. У нее мама русская.

– Ребята, а почему вы не хотите принимать людей другой национальности?

– Русским пришлось уехать ото всех, их везде обижали.

– Русских никто не любит, почему мы должны их любить?

– Они не хотят, чтоб их парни женились на наших девушках, и мы не хотим.

– Зачем, у всех свои обычаи, пусть каждые народы живут со своим народом.

– Да пусть живут все, никто не мешает, лишь бы люди были хорошие.

– Пусть все живут, кроме чеченцев, а то чеченцы будут мстить.

– У нас столько беженцев живет. У меня соседка, она в 22-й школе учитель, приехала из Узбекистана, она там столько лет прожила, бросила квартиру, работу, а сейчас на квартире живет.

– А сколько из Чечни приехало людей, других республик…

– Ребята, на прошлом занятии мы говорили о том, что каждый человек должен обладать культурой межнационального общения: быть уважительным, терпимым, отзывчивым, уважать национальные чувства других народов. А на деле в жизни у нас что-то это не получается…

Голоса: «Это совсем другое, мы уважаем традиции других народов, но замуж выходить и жениться лучше не надо…».

(У ребят это первый серьезный разговор на такую щекотливую тему, как национальный вопрос. Многие факты, например, сообщение учителя, что казаки женились на украинках, чеченках, армянках и т.д., заставляют их задуматься. Выходит, все, что они писали о разных национальностях, относится и к ним? Соглашаются: да, разные люди есть среди всех народов, нужно учиться культуре общения).

Казаки принимали в свои ряды и мусульман (тех же горцев, тех же чеченцев), и буддистов (казаков-калмыков). У нас в Новочеркасске до 1917 года рядом с православными храмами стояли католический костел и протестантская кирха. Как хотелось бы, чтоб у нас на Дону возродились глубокие традиции этнической и религиозной терпимости. Может быть, накануне третьего тысячелетия мы откажемся от «войны на фронте и в тылу», от мести и реванша и станем людьми. Не чеченцами и казаками, а прежде всего людьми.

«Нельзя ненавидеть целый народ, коль скоро он включает в себя все мыслимые противоположности – женщин и мужчин, стариков и детей, богатых и бедных, злодеев и людей достойных…»

Подумайте хорошо над этими словами французского писателя Анатоля Франса, они сейчас особенно актуальны, когда велик соблазн все беды свалить на «инородцев» и «иноверцев».

(Проводится игра «Особенности национальной культуры». Выходят два человека, учитель дает таблички с буквами: а, б, в. Предлагаются несколько ситуаций и даются варианты ответов, дети должны выбрать правильный, с их точки зрения, вариант и поднять табличку с буквой варианта. Остальные обсуждают, верно ли выбран ответ).

Жители Ирана никогда не поинтересуются друг у друга, как поживают их родственники. Как вы думаете, почему?

а) В этой стране культура этикета находится на низком уровне,им не приходит в голову, что это будет приятно собеседнику.

б) В исламских странах личная жизнь – «строго охраняемая территория».

в) В Иране родственные отношения поддерживаются очень слабо. Спрашивать об этом бессмысленно, вряд ли кто-то из них знает что-либо о здоровье родных.

(Выбрали вариант «а». Правильный ответ – «б»).

Одного европейского путешественника в Индии пригласили в гости. В семье был очень милый младенец, путешественник поцеловал его в голову. Как вы думаете, как отнеслись к этому родители ребенка?

а) Естественно, им было приятно.

б) Родители ребенка испугались и обиделись.

в) Не обратили внимания на такой пустяк.

(Выбрали правильный вариант «б», но объяснили это боязнью инфекции.)

(Разбираем ситуации)

Охотник, по национальности чукча, охотился и, подкравшись, обнаружил спящую нерпу. Как он поступит?

а) Он не станет ее убивать. (Правильный ответ. Беззащитных не убивают).

б) Он не будет упускать момент, цель охотника – убить зверя.

в) Поймает живой.

(Разбираем ситуации, дополняем).

Конечно, невозможно знать обычаи, традиции, языки всех народов. Но как правильно повести себя?

Ответы: надо больше читать книг о разных народах; надо, чтобы по телевидению такая передача была о традициях, обычаях всех народов; когда едешь в какую-то страну, надо все о ней узнать; нельзя смеяться над чужими обычаями; нужно смотреть, наблюдать, что делают люди, то же самое повторять; нет, лучше больше молчать, не вылазить; нужно вежливо себя вести, приветливо и т.д.

Ребята, это все верно. Но все-таки в неловкую ситуацию попасть нетрудно. Не лучше ли создать одну культуру на все страны? Или взять за основу культуру какого-то народа и распространить ее на всех. И тогда не надо думать, как поступать в каких ситуациях, в любой стране ты можешь спокойно путешествовать. Не будет споров, разногласий.

Ответы: нет, нет, нельзя; скучно будет это, как стоят дома одинаковые все. Красиво, когда у нас в гордое старые дома, все отличаются друг от друга, каждый интересен своей постройкой, архитектурой. Так и народы; нельзя всех под одну гребенку; если общая культура, то пусть нашего народа; каждый захочет, чтоб его культура была, все разругаются; нет, мы сегодня узнавали традиции, обычаи разных народов, как-то интересно это, а когда все везде одинаково, нечего будет узнавать; я считаю, что надо культуру других народов изучать, но и свою знать, традиции, обычаи своего народа. А то мы толком не знаем свою культуру; это невозможно сделать, никто не захочет отказываться от своих обычаев; это, правда, неинтересно будет, да и невозможно, и т.д.

– Ребята! А правда, тут было предложение: пусть будет наша культура, нашего народа общей для всех. Распространим ее на всех?

Ответы: нет, никто не захочет, да и не нужно это; традиции народа зависят от природы окружающей, от климата, от привычек, которые сложились еще бог знает когда. Как наши традиции будут соблюдать африканцы? Это глупо, может вспыхнуть война из-за этого. Как есть, так и будет пусть и т.д. (Никто не согласен, кто предлагал, сказал, что не подумал).

Валентина КОЛЕСНИКОВА,

Ролевая игра «Межкультурные контакты»

Ролевая игра «Межкультурные контакты» может проводиться в блоке «Терпимость к различиям. Толерантность» при изучении темы «Уважение национальных, расовых и культурных различий. Запрещение дискриминации» с учащимися 5-7-х классов.

Цель игры – показать ребятам, как важно учитывать межкультурные различия в общении, и дать им возможность, проанализировав ситуацию и поняв, в чем состоят различия, научиться изменять стратегию своего поведения в зависимости от ситуации. В то же время каждый участник игры может решить, что целесообразнее избегать вступления в межкультурные контакты, и выбрать соответствующую стратегию поведения.

Предполагается, что в процессе игры дети смогут узнать и запомнить сам факт существования межкультурных различий, почувствовать, как происходит общение, если люди не знают о различиях и не учитывают их в своем поведении, получить возможность самостоятельно найти межкультурные различия и при желании как-то перестроить свое поведение.

В качестве основы для игры была выбрана фантастическая ситуация контакта представителей двух совершенно разных народов. Это было сделано для того, чтобы в «концентрированной» форме, за короткий период времени и в процессе очень простой деятельности показать возможные межкультурные различия. Очевидно, что попытка моделирования реальных культур в подобных условиях была бы достаточно непростой. Различия для моделирования в игре были выбраны относительно несложные – разный смысл одних и тех же жестов, предпочтительные и нежелательные темы для разговоров, разные представления о том, как следует вести себя с собеседником.

Содержание игры: моделирование ситуации контакта представителей двух разных народов (культур).

Педагогические цели игры:

показать необходимость внимательного отношения к культуре того народа, который представляет собеседник (партнер, оппонент), для эффективного общения с ним;

создать условия для тренинга навыков межкультурного, межэтнического взаимодействия.

Игровая цель участников: пообщаться и получить нужную информацию от представителей «другого народа».

Организаторы игры

Игру проводят двое ведущих. Это могут быть учителя или школьники, подготовленные учителем заранее. Каждый из них работает с одной из групп – одним из «народов».

Этапы проведения игры:

деление играющих на две группы и рассказы ведущих групп об игровом мире, ролях и правилах (вводные – «Рассказ о миконах и антарах»);

разбор в группах индивидуальной вводной карточки «Как себя вести, чтобы быть вежливым и доброжелательным»;

разыгрывание маленьких сценок в группах («Встреча старых друзей», «Спор из-за найденного кошелька»), предназначенных для «вхождения в роль» и отрабатывания нужного поведения;

игра – взаимодействие представителей разных «народов» для достижения игровых целей;

«стоп-кадр» – анализ поведения представителей другого народа и своего собственного поведения;

продолжение игры – взаимодействие представителей разных «народов» для достижения игровых целей;

небольшое обсуждение игры и разбор проблемных ситуаций из жизни.

Вводные для разных групп

(роли игроков):

Антары

В давние времена миконы и антары были одним народом, но однажды случилось несчастье. Целый месяц шли дожди, урожай погиб, многие дома были разрушены. Некоторые люди решили оставить родные места и уйти искать лучшую жизнь в чужие страны. Другие решили остаться. Тогда Великий жрец записал на пергаменте священное послание и разделил его на части. Каждый род получил свою часть. Через 200 лет послание нужно было сложить вновь.

Вы – ушедшие. Вас называют антарами. Больше всего вы цените в людях смелость, честность и открытость. Вы всегда ясно выражаете свои чувства, открыто говорите о том, что думаете.

Оставшиеся – миконы – кажутся вам слишком робкими. Они скрывают свои чувства, ведут себя холодно и недоверчиво.

Прошло 200 лет со дня разделения пергамента. У каждого из вас есть часть послания, доставшаяся вашему роду. Цель каждого человека – самостоятельно собрать послание, уговорив представителей остальных родов показать ему свои части. Другим людям вы можете показывать только свою часть послания (а не те, которые вы получили от кого-то еще).

Миконы

В давние времена миконы и антары были одним народом, но однажды случилось несчастье. Целый месяц шли дожди, урожай погиб, многие дома были разрушены. Некоторые люди решили оставить родные места и уйти искать лучшую жизнь в другие страны. Но некоторые решили остаться. Тогда Великий жрец записал на пергаменте священное послание и разделил его на части. Каждый род получил свою часть. Через 200 лет послание нужно было сложить вновь.

Вы – оставшиеся. Вас называют миконами. Больше всего вы цените внутренний мир человека, спокойствие и возможность побыть в одиночестве. Вы считаете невежливым вторгаться в границы, очерченные человеком вокруг себя.

Ушедшие – антары – кажутся вам слишком грубыми. Они не уважают личную жизнь человека, они слишком навязчивы и говорят слишком громко.

Светлана ДЬЯЧКОВА, учитель права

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте