Системный подход в вопросах подготовки кадров – вот что отличает лидеров шахматного образования от остальных регионов России. В Томской, Ульяновской, Свердловской областях, в Калмыкии, Якутии, Ханты-Мансийском автономном округе и Татарстане шахматные курсы для учителей начальных классов – не разовая акция, а продуманный, отлаженный механизм. Таким же системным должен быть и преподаваемый детям учебный курс. Сама по себе игра в шахматы с точки зрения развития вторична по сравнению с упорядоченным процессом ее обучению. Потому что в игре формирование способности действовать «в уме» происходит стихийно, а на уроках – целенаправленно.
Продолжение. Начало в №№4, 8, 13, 22, 26, 30, 34, 39, 47, 51 за 2006 год; №4, 8, 17, 21, 26, 31, 34, 39, 43, 48 за 2007 год, №9 за 2008 год.Полностью публикация приведена в формате PDF:Скачать/Просмотреть(Для просмотра необходима программа Adobe Reader или ее произвольный аналог).
Преподаватели, проводящие шахматные занятия в дошкольном сегменте и в начальной школе, должны учитывать следующее:
1) обучение игре не самоцель, шахматы – это средство обучения;
2) шахматы – здоровьесберегающий учебный предмет;
3) шахматы следует рассматривать не как спортивную игру с победителями и побежденными, а как учебный предмет, в котором процесс обучения можно выстроить в формах, доступных детям любой возрастной группы;
4) шахматы следует понимать как четко структурированную систему постепенно усложняющихся занимательных развивающих заданий и дидактических игр.
Чтобы во время обучения игре в шахматы у детей происходило формирование внутреннего плана действий, развитие способности действовать «в уме», нужны следующие дидактические условия:
выстроить учебный процесс первого года обучения таким образом, чтобы не было проигравших детей;
шахматные задания должны носить занимательный характер;
использовать в учебном процессе не только всю доску, но и ее части, фрагменты (фрагментирование);
применять в учебном процессе блоки игровых позиций на фрагментах доски;
чередовать выполнения заданий на доске и на диаграммах;
стержень первого этапа обучения – задания «на уничтожение»: фигура против фигуры;
достаточно длительный «доматовый» период обучения, где главную роль играют задания с шестью различными фигурами.
В курсе «Шахматы – школе» для каждой из шести фигур разработаны пять видов упражнений, выстроенных по степени усложнения материала. В систему вошли такие задания:
1) «ознакомительные» – ученик ходит одной из фигур за одну из сторон на пустой доске;
2) «лабиринтные» – ученик выполняет ходы одной из фигур в условиях, когда отдельные поля доски не доступны для этой фигуры;
3) «статические» – на доске находятся фигуры обеих сторон (белые и черные), при этом ходит только ученик, а фигуры второй стороны недвижимы, играют роль статистов;
4) «полустатические» – на доске находятся фигуры обеих сторон, при этом ходит только ученик, и хотя фигуры второй стороны недвижимы, свои фигуры ставить под удар ему нельзя;
5) «динамические» – обе стороны действуют поочередно, как это и принято в шахматах.
Я полагаю, что процесс обучения детей шахматным азам должен включать в себя три стадии:
1) «доматовую» (обучение без объяснения термина «мат»);
2) тренинг постановки мата в один ход;
3) «матовую» (игру всеми фигурами из начального положения).
Благодаря изложенной ранее системе заданий ученики познакомились с «доматовой» гармонией фигур. Теперь им нужно в полной мере ощутить, прочувствовать гармонию фигур при постановке мата.
Урок 25. Мат в один ход
Первые 23 урока публикуемого в «УГ» курса относились к «доматовой» стадии обучения. Предыдущий и текущий уроки описывают вторую стадию – дети учатся ставить элементарные маты.
Двадцать пятый урок – практический. Ученики должны решить как можно больше заданий на постановку мата.
Наглядный материал на учительском столе: белые и черные поля, вырезанные из картонной доски, горизонтали (вертикали), диагонали, центр. На партах перед каждым учеником – шахматная доска, фигуры – в коробке. У стены – демонстрационная доска, рядом лежат магнитные фигуры.
В начале урока – повторение пройденного материала. Ученики называют шахматную доску, белые, черные поля, показывают горизонтали, вертикали, диагонали, по очереди поднимают над головой все фигуры. Ребята вспоминают ход каждой из них и показывают те дорожки доски, по которым передвигаются фигуры. Ученики объясняют учителю, что шах – это нападение на неприятельского короля, а мат – это шах, от которого нет защиты. Указывают цель шахматной игры – поставить мат неприятельскому королю.
Ученики уже имеют представление о сравнительной силе фигур, умеют сражаться малым количеством фигур при игре «на уничтожение». Теперь перед учителем стоит более сложная задача: научить детей постановке мата.
С объявлением мата цель шахматной игры считается достигнутой, и партия прекращается. Матовые позиции издавна считаются венцом шахматного творчества. Изучая элементарные маты, указывал чемпион мира по шахматам 1921-1927 гг. Х.Р.Капабланка, «следует комбинировать разными фигурами, увеличивая и уменьшая их число, чтобы овладеть особенностями их действия и ознакомиться с силой тех или иных фигур, атакующих короля». Постановка мата для учеников – дело непростое. Даже мат в один ход нередко находится после многочисленных проб и ошибок. Поэтому этой теме уделите особое внимание.
Еще раз напомните ученикам, что от шаха можно защититься тремя способами: перекрыться, отойти королем на неатакованное поле или побить атакующую короля фигуру. Если же дан шах, а защититься невозможно, то король получил мат, и игра заканчивается.
Мат – термин на порядок более сложный, чем шах. Не случайно вы постепенно подводили к нему детей, не случайно ребята так долго играли в игру «на уничтожение».
Еще раз акцентирую ваше внимание на том, что же такое мат. Это тоже уничтожение – уничтожение короля. Мы нападаем на вражеского короля, намереваясь его побить. Защитить короля нечем, значит, поставлен мат, т.е. мат – это такое положение, когда король атакован и следующим ходом непременно будет побит.
Не забывайте уточнять, что игра заканчивается за ход до того, как побьют короля, – когда объявлен шах, от которого нет защиты. Шах и мат – конец игре.
Все занятие посвящено решению задач на мат в один ход. Для этого подбирайте позиции эстетичного вида, с небольшим количеством фигур.
Не торопите детей: они должны убедиться, что найденное ими решение верное и защиты от мата действительно нет. Рассматривая различные способы защиты, советуйте ученикам сначала проверить, нельзя ли побить атакующую фигуру, затем – закрыться или уйти из-под шаха.
Вот десять эстетичных задач, в каждой из которых белые начинают и должны поставить мат в один ход черному королю.
Ответы на задачи я здесь не привожу, так как взрослому человеку найти решение несложно.
Большое количество систематизированных положений по теме урока приведено в сборнике «Шахматы, первый год: Задачник, мат в один ход: 1500 малофигурных позиций».
СТРАНИЧКИ ИЗ ДНЕВНИКА
Вася: «Шах – это мат, от которого есть защита».
* * *
Илья: «Я помог бабушке короля спасти, а сам проиграл».
Предложил Оле решить 28 задач на мат в один ход. Оля сделала всего пять ошибок, которые сразу исправила. Об одной из задач Оля сказала так: «Трудная задача. Я сначала думала, что так нельзя играть, ведь черная пешка побьет мою ладью. А потом вспомнила, что пешки назад не ходят и не бьют».
Дал Оле решить более сложные задачи на мат в один ход (на шахматной доске находились не 3-4 фигуры, а больше). Большинство из них достаточно просты для взрослых, но для детей они трудны. Один раз Оля забылась и даже поставила белого короля на соседнюю клетку с черным королем (под бой), но сразу же признала свою ошибку: «Ой, короли же не целуются!» (ведь, стоя на соседних полях, короли иногда почти соприкасаются друг с другом – «целуются»). Все это еще раз доказывает, что научить ставить мат непросто.
Игорь СУХИН, старший научный сотрудник Института теории и истории педагогики РАО
Продолжение следует
Комментарии