search
main
0

Гармоничное развитие. Воспитание личности ребенка начинается в семье

​Семья играет важнейшую роль в развитии общества и его стабильности. В зависимости от своего жизненного цикла семья выполняет различные функции: воспроизводство, воспитание подрастающего поколения, подготовка повзрослевших детей к самостоятельной жизни. Также важной функцией любой семьи является регулирование характера поведения своих членов внутри и вне ее. Одной из основных задач, которые современное общество ставит перед семьей вне зависимости от жизненного цикла, является воспитание и развитие гармоничной, всесторонне развитой, высоконравственной личности.

В контексте тенденции общества к повышению требований к уровню развития подрастающего поколения у педагогических работников возникает потребность выбирать новые способы оказания помощи семьям. Особенно это касается работы с наиболее нуждающимися в психолого-педагогической и социальной помощи категориями семей, такими как многодетные семьи, семьи, имеющие в своем составе инвалидов, детей с особыми образовательными потребностями, семьи с приемными детьми, неблагополучные и неполные семьи.Для оказания качественной помощи семье и восстановления ее утраченных или поврежденных функций весьма важен системный междисциплинарный подход в работе с семьей. На базе школы имени Н.М.Карамзина педагоги-психологи и социальные педагоги работают с семьей в паре и сообща, так как, на наш взгляд, нарушение какой-либо из функций семьи ведет к неизбежным проблемам и конфликтам на двух уровнях: внутри семьи и за ее пределами. Соответственно решать их необходимо на двух уровнях одновременно. Педагог-психолог, работая с такой семьей, помогает ей решать задачи первого уровня: производит диагностику семьи, изучает ее особенности, выявляет утраченные или поврежденные функции и потенциалы. В дальнейшем, обнаружив зоны напряжения, семейный консультант помогает семье с помощью психологических методов произвести изменения в данной зоне. Такими изменениями могут быть налаживание позитивной коммуникации, развитие и укрепление взаимоуважительных семейных отношений, восстановление внутренних ресурсов семьи и другие. Семья играет исключительно важную роль в развитии любого ребенка, особенно ребенка, имеющего особые образовательные потребности. Позиция, которую занимают родители по отношению к такому ребенку, напрямую влияет на  своевременность и качество оказанной помощи, на эффективность обучения и воспитания и в конечном счете на успешность социализации. Именно поэтому в рамках большинства подходов к коррекции подчеркивается необходимость сотрудничества специалистов и родителей. Таким образом, можно сказать, что родители детей с ограниченными возможностями здоровья не меньше, а порой и больше своего ребенка нуждаются в психологическом сопровождении, помогающем нормализовать жизнь семьи. Основываясь на практике работы, на сегодняшний момент в нашей школе проводится работа с родителями, в рамках которой решаются следующие задачи: информирование об особенностях развития, воспитания и обучения детей с ОВЗ; обучение навыкам взаимодействия, общим принципам реагирования на поведение ребенка в паре «родитель – ребенок»; психологическая поддержка; преодоление социальной изоляции. Очевидно, что полноценное участие родителей в образовании своих детей, формулирование ими адекватных запросов к образовательному учреждению возможно только при условии достаточной компетентности родителей, то есть при наличии у них знаний об особенностях развития ребенка с ОВЗ, о возможных образовательных целях и задачах, о современных методиках, методах и приемах обучения и коррекции, позволяющих реализовывать обучение ребенка с ОВЗ, а также поддерживать сформированные ранее навыки. Очевидно и то, что в настоящее время родителям зачастую трудно разобраться в огромном потоке противоречивой информации, которую они получают от врачей, педагогов, знакомых, в сети Интернет. Мы видим свою задачу в том, чтобы помочь им сориентироваться, дать достоверную информацию в доступной форме и достаточном объеме, критически ее осмыслить, найти способ практического применения полученных знаний в повседневной жизни с ребенком. Родители, воспитывающие ребенка с ОВЗ, неизбежно сталкиваются с такими трудностями, как проблемное поведение, нарушение коммуникации, невозможность обучать ребенка общепринятыми методами и т. п. Нам представляется необходимым предоставить родителям возможность научиться справляться с этими трудностями, стать помощниками своему ребенку. Разумеется, не удастся найти готовые решения на все случаи жизни, поэтому мы говорим именно об общих принципах реагирования, исходя из которых в каждой конкретной ситуации родитель выстраивает стратегию поведения. Считается, что наиболее тяжелые переживания у родителей возникают в момент установления диагноза. Однако наш опыт показывает, что взросление ребенка, изменения в его поведении, связанные с переживанием пубертата, необходимость обеспечивать постоянную заботу подрастающему ребенку вызывают не менее сильные и противоречивые чувства. Таким образом, психологическая поддержка родителей, воспитывающих ребенка с особыми образовательными потребностями, необходима для создания благоприятных условий для воспитания и обучения ребенка в семье. В силу особенностей психики ребенка и его родителей нередко семья оказывается в ситуации социальной изоляции. Многие родители признаются, что из-за коммуникативных или поведенческих проблем их ребенка и неоднозначной реакции окружающих они стесняются посещать общественные места (детские площадки, кафе, театры). Также обнаруживаются трудности принятия особенностей ребенка ближайшим кругом общения родителей, существенно сужаются или рвутся их привычные связи с друзьями, родственниками. Между тем нормализованный стиль жизни среди прочего предполагает свободу посещения общественных мест и налаженные социальные связи. Поэтому преодоление социальной изоляции, расширение круга общения представляются нам одной из важнейших задач при работе с семьей, воспитывающей ребенка с ОВЗ.В ходе работы мы заметили, что при работе педагога-психолога в паре с социальным педагогом изменения происходят быстрее и становятся более качественными и стойкими. На наш взгляд, это связано с тем, что, в то время как педагог-психолог занимается решением задач первого уровня, социальный педагог помогает решать повседневные вопросы семьи, относящиеся ко второму уровню. Такими вопросами могут быть: связь с общественными организациями, профессиональная ориентация детей и подростков, реализация социализирующего потенциала, инициирование совместной семейной деятельности, организация совместного досуга и творчества и другие. Благодаря включению в работу социального педагога, помогающего семье решать повседневные задачи, у членов семьи высвобождается большое количество времени и сил, которые они с помощью педагога-психолога могут направить на качественные изменения внутри их семьи и на решение более глубоких внутрисемейных задач. Такая работа при наличии высокой мотивации у членов семьи часто приводит к положительным изменениям и стойкости достигнутых результатов, а также дает возможность развитию гармоничной личности подростка. Дмитрий ФЕДОРОВСКИЙ, методист школы имени Н.М.Карамзина

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте