search
main
0

Гарибян – не Акопян, но чем-то они похожи

Самвел Гарибян, артистичный и обаятельный, остроумный и жизнерадостный, покоряет с первой встречи – сразу и навсегда. Да и идея, пропагандируемая им, безумно привлекательна: каждый человек может развить свою память и сделать ее феноменальной. Для этого надо только стать слушателем его, Гарибяна, “Школы памяти”. И никак иначе. Да, безусловно, дважды попавший в Книгу рекордов Гиннесса (первый раз за запоминание 1000 незнакомых слов на разных языках, второй – за запоминание и повторение в том же порядке 1200 русских слов после одной диктовки), Гарибян имеет полное право считаться непререкаемым авторитетом в области тренировки памяти.

Рассказывая о себе, Самвел Гарибян упоминал своего дедушку, который мог безошибочно цитировать любое место из любой статьи Ленина. Т.е. с памятью у Гарибяна-старшего было все в порядке. И природа, видимо, сохранила фамильное достояние семьи Гарибянов – неординарную память, передав ее Самвелу. Умаляет ли это значение разработанной им методики? Отнюдь. Однако утверждение, что все слушатели “Школы памяти” научатся запоминать так же, как сам Самвел, мне кажется преувеличением. Многие из нас закончили музыкальные школы, многие даже очень неплохо играют, но Вадик Репин был уникален, и Женя Кисин был уникален. И если среднеодаренный ребенок будет день за днем заниматься точно так же, как занимался Кисин, все равно вряд ли он достигнет его уровня, хотя играть, безусловно, научится. Можно развить свою память, слух, гибкость тела, скорость реакции и т.д., но очень важна здесь отправная точка, наш начальный уровень, заложенный природой, Господом Богом и родителями. Мы все разные, мы по-разному одарены природой, мы, безусловно, можем развить и улучшить некоторые наши дарования, но ни одна суперуникальная методика не научит нас всех танцевать, как Плисецкая, и запоминать все, как Гарибян. Это вовсе не означает, что методика Гарибяна плоха и бесполезна, только не надо приписывать ей сверхчудодейственных возможностей в сфере развития памяти вообще и в сфере изучения иностранных языков в частности.
Ассоциативное (инстинктивное) запоминание на базе необычных, надолго врезающихся в память ассоциаций действительно очень эффективно, и этот прием давно применяют в школе. Например, если написать на доске слово giraffe так, что буквы ff будут напоминать вытянувших шеи жирафов, дети лучше запомнят написание этого слова. А если дать им задание написать все новые слова, включив в написание слова рисунок, отражающий его значение, и задание им выполнять будет интереснее, и результат его выполнения будет выше. Но не у всех. Для выполнения этого задания нужно иметь творческую жилку, а она есть, увы, не у каждого ребенка. Некоторым проще запоминать слова “старым казачьим способом”. Все дети разные, и, к сожалению, не существует равноэффективной для всех методики запоминания слов.
Метод Гарибяна не задействует творческий потенциал человека, хотя и не отрицает его. Эмоциональный и остроумный, Гарибян сам создал целую галерею поистине неординарных ключей запоминания различных слов. Но мы все запомним разное количество слов, так как и чувство юмора у нас разное, и изначальные возможности памяти у нас все-таки неодинаковые. Тем не менее кто-то больше, кто-то меньше, но слова мы запомним, и запомним, безусловно, больше, чем используя традиционный метод. Уже можно говорить на языке? Попробуем: “Я ходить лес, видеть медведь, я стрелять, медведь падать, я подходить, медведь вставать, я бежать”. Все понятно? Понятно, даже яркая картинка возникает перед глазами. Значит, ура Гарибяну, мы выучили английский язык! Что-то мне такой английский не нравится. Утверждение же о том, что, выучив лексику по Гарибяну, достаточно неделю позаниматься грамматикой и английский станет “родным”, мне кажется весьма сомнительным. От понимания и запоминания правил английской грамматики до навыка их свободного применения дистанция огромного размера. Причем эта дистанция у всех разная. Кому-то достаточно в течение месяца тратить ежедневно по одному часу на упражнения по учебнику Murphy, кому-то нужен год, кому-то больше – и другой учебник. А для того чтобы английский стал как родной со всеми его идиомами, фразеологизмами, с его сложными, подчас лишенными всякой логики правилами применения артиклей и предлогов, одного года мало даже для такого одаренного человека, как Самвел Гарибян.
И все-таки я за методику Гарибяна. Только не надо приписывать ей сверхчудодейственных возможностей и считать, что, применив ее, мы через неделю заговорим по-английски, как доктор Хиггинс. Не заговорим. А вот при запоминании лексического материала, особенно на начальном этапе изучения иностранного языка, методика Гарибяна может нам очень и очень помочь.

Наталья ФЕДОТОВА

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте