search
main
0

Гарантия качества. Без работы выпускники колледжа не останутся

Щекинский политехнический колледж сегодня считается одним из лучших профессиональных средних учебных заведений в стране. Именно он выпускает элиту – лучших современных специалистов среднего звена и рабочих для промышленных предприятий. В трудные 90-е многие подобные училища вынуждены были перейти целиком на платное обучение профессиям, не связанным с техникой, в основном для бытовой сферы. Щекинский колледж сохранил тот профиль, который был определен в пору его создания. Года два назад по итогам Всероссийского конкурса «100 лучших ссузов России» он занял первое место и был награжден медалью «Европейское качество». А его директору Ольге Васильевне ЗЯБРЕВОЙ было присвоено звание «Лучший директор 2011 года». Ее наградили медалью «За вклад в развитие профессионального образования, за высокий профессионализм». Ольга Васильевна пришла в колледж в 1987 году учителем химии и биологии. Потом была заместителем директора, и вот уже много лет она работает директором. Сегодня сюда едут за опытом. За чем конкретно – об этом директор колледжа рассказывает в нашей беседе.

– Ольга Васильевна, ваш колледж, судя по всему, не испытывает недостатка в абитуриентах? Имеете ли вы возможность отбирать лучших и каким образом это делается?- После одиннадцатого класса мы принимаем студентов именно по итогам ЕГЭ. А для выпускников девятого класса проводим свои внутренние экзамены по русскому языку и математике. Сдавшие их зачисляются на бюджетной основе. На технические специальности идут в основном мальчики. Но есть у нас и специальности для девочек – они охотно идут в товароведы. Эксперты качества потребительских товаров.Мы стараемся держать высокую планку подготовки специалистов. Кстати, с дипломом нашего колледжа выпускников охотно принимает Тульский политехнический университет на третий курс.- Значит, в колледж принимают всех желающих? Конкурса нет?- На отдельные специальности конкурс есть. Скажем, всегда желающих больше, чем нам требуется, на обучение на автомеханика.Наших выпускников ценят. Однако сегодня требования к специалистам растут, поэтому должно постоянно расти и качество их подготовки. Что нам здесь мешает? Учебные группы переполнены. В них, как в былые времена, занимается по 30 студентов. Таковы нормативы, и их, к сожалению, не хотят отменять. Тогда о каком качестве может идти речь? Их давно пора пересмотреть. Ведь даже с 20 ребятами трудно работать.В группе должно быть не более 15-20 человек. Только тогда можно будет учесть все запросы работодателей, все требования новых стандартов. Нужно срочно пересмотреть нормы наполняемости групп и классов в средних и специальных средних заведениях, а также и в вузах. И тогда можно будет решить сразу несколько проблем.Это даст возможность, во-первых, сохранить ценные педагогические кадры, выращенные с огромным трудом. Во-вторых, если группы будут меньше по численности, то появится конкурс, значит, можно будет отбирать лучших. В-третьих, мы сохраним статус учебного заведения. Почему нельзя уменьшить число студентов хотя бы временно, экспериментально?Здесь, видимо, нужно иметь в виду не столько подготовку гуманитариев, сколько технических специалистов. Ведь технику нужно дать не только знания, но и научить его что-то делать практически. Особенно трудно одновременно работать с тридцатью студентами на лабораторных занятиях. Как в этих условиях привить практические навыки работы с высоковольтным оборудованием электрикам или на уроках химии научить обращаться с кислотами, щелочами, реактивами? Все ли студенты в такой большой группе получают нужные навыки? Однако отвечать за все придется педагогу.- В последующие годы вы будете больше выпускать специалистов? И все ли они найдут работу?- В наше время никто не просчитывает, сколько специалистов нужно сегодня, завтра и послезавтра. Можно ли предусмотреть потребность в них, если состояние нашей экономики неустойчиво? Пятьдесят лет назад наш колледж начал выпускать специалистов для предприятия «Щекиноазот». Тогда хорошо знали, сколько их нужно подготовить, чтобы всех обеспечить работой. Хотя нашему провинциальному колледжу крупно повезло – наши базовые предприятия не останавливались.У нас с ними сложились деловые партнерские отношения. Нет проблем с практикой студентов. На комбинате «Щекиноазот» проходят стажировку будущие механики, технологи, электрики, автомеханики.Кроме того, нам помогает Щекинский завод ремонтно-технического оборудования, одно из ведущих предприятий, выпускающих к газоперекачивающим агрегатам магистральных газопроводов тысячи наименований узлов, запчастей – как к отечественному, так и к импортному газотурбинному оборудованию.Вот эти два больших местных производства делают нам погоду – трудоустраивают большинство наших выпускников. Но и они тоже не могут просчитать, сколько им нужно будет рабочих, техников через пять лет, через десять. Производство быстро меняется, нет стабильности. Они тоже живут от одного финансового года до другого.Тем не менее это наша опора. Хочу сказать, что они нам помогают во всем постоянно. Их инженеры преподают в нашем колледже.Здание колледжа и оборудование нуждаются в ремонте. Станки – в замене. К примеру, в электромеханических мастерских они давно устарели. Их 28, а еще 8 распределительных щитков. Все необходимо менять, а это стоит сотни тысяч рублей. На комбинате «Щекиноазот» есть конструкторское бюро, имеющее лицензию на проведение этих работ. Я написала им письмо, и они все сделали бесплатно.- Вам удается выйти из ситуации? Как вы решаете эту проблему?- Мы на все сто процентов используем производственные мощности наших предприятий.Вот, скажем, на ремонтном заводе есть лаборатория метрологии и стандартизации. Там имеются приборы, которые показывают качество сплавов. Есть микроскопы, с помощью которых определяется структура сплавов. Мы не в состоянии купить такие приборы. Вот и идем на предприятия, где есть новая техника. Именно на ней и обучают будущих специалистов. Выгода получается обоюдная.- Как вы относитесь к такому опыту, когда предприятие, учебное заведение и представитель студента заключают договор, который гарантирует и практику студентов, и затем их дальнейшее трудоустройство?- Да, такой договор необходим, если мыслить по-государственному, ответственно. И тогда мы не просто виртуально, а реально будем готовить специалиста для конкретного рабочего места. Предприятие студенту платит за старание, а за это получает через четыре года квалифицированного работника именно на это рабочее место. Но здравый смысл подсказывает одно, обстановка диктует другое, а по факту получается третье.В последние годы во время учебы мы отдаем некоторых своих ребят на завод в качестве рабочих. В колледже они учатся по индивидуальному плану, в свободное время приходят к нам на занятия. Студенты при этом получают зарплату, полный социальный пакет. У них есть трудовые книжки. На время службы в армии за ними сохраняются рабочие места. Диплом защищают на предприятии. Комиссия состоит из преподавателей колледжа и представителей завода. Все согласно нормативным документам. Защита идет два дня. Наши ребята демонстрируют теоретические знания и практические навыки.Будущий специалист формируется в условиях конкретной живой заводской среды. На занятиях мы даем четкое представление о технике безопасности, а суть профессии студенты познают на деле. А главное, они получают готовую рабочую специальность, и это гарантия того, что наш выпускник будет трудоустроен.- К вам едут из других мест за опытом, посмотреть, как вам удается наладить содружество с местными предприятиями…- Рабочих для многих нынешних предприятий не хватает, не хватает именно высококвалифицированных специалистов. Старые станочники уходят. Многие ушли еще в те годы, когда производство падало и предприятия сокращались. К тому же рабочие профессии все еще непрестижны, хотя чаще всего оплачиваются выше, чем техники и инженеры. Недаром последние, окончив вуз, нередко идут работать станочниками. Вот такой парадокс.Классные специалисты нужны уже сейчас, чтобы обслуживать современную технику, тем более что она меняется каждые четыре года. Хорошие наладчики, фрезеровщики, токари в наше время на вес золота, а где их готовить, если многие профтехучилища, не имея современной технической базы и преподавательских кадров, так и не начали их готовить?Статфакт Щекинский политехнический колледж был открыт в 1955 году как вечерний индустриальный техникум. Он строился одновременно с заводом «Щекиноазот» для подготовки кадров для этого предприятия, которое стало градообразующим. За все годы своего существования это среднее учебное заведение выпустило более 8 тысяч высококвалифицированных специалистов. Многие из них работают на заводе «Щекиноазот».В 1992 году техникум стал политехническим колледжем. Он из немногих в стране техникумов и училищ сохранил традиции в подготовке специалистов среднего звена и рабочих-киповцев, электриков, механиков, технологов, наладчиков. Эти профессии особенно востребованы в городе и Тульской области. Тульская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте