Если исходить из названия нашего института, его главная задача – повышение квалификации. Наш республиканский Центр оценки качества образования проводит диагностику и передает ее результаты на уровень школы, а ликвидацию выявленных пробелов и недостатков в компетенциях берет на себя каждая отдельно взятая школа. Директора сами проводят семинары, организуют обучение своих учителей, помогают им заниматься самообразованием и самоподготовкой. Но нередко выясняется, что некоторые темы вызывают затруднения не у отдельно взятых педагогов, а у большого количества учителей в целом по региону. И вот тогда начинаем работать мы, специалисты ЧИПКРО.
Большинство сотрудников нашего института – лучшие учителя республики, победители конкурса «Учитель года», лауреаты других конкурсов профессионального мастерства, эксперты в области образования, заслуженные учителя ЧР и так далее. Для нас главный критерий мастерства – прекрасное владение методикой и умение донести свои знания до других. Я всегда говорила, что педагогические конкурсы (в первую очередь «Учитель школы», «Успешная школа», «Сердце отдаю детям» и так далее) крайне важны для развития педагога, они помогают не только подчеркнуть его самые сильные стороны, но также понять, где у него есть слабые места, и поработать над этим. Причем, что очень важно, в конкурсе учитель, как правило, никогда не бывает один, он работает в команде, которая активно помогает ему ликвидировать те пробелы, которые есть, и сделать акцент на тех достижениях, которые очевидны. Но мы занимаемся не только этим. Также в ЧИПКРО проводится научная работа, за последние годы 6 наших учителей защитили кандидатские диссертации. Профессиональный уровень сотрудников института таков, что их берут работать и в Министерство образования, и в другие ведомства. Помимо этого, мы занимаемся проектной деятельностью. У нас реализуется свой проект «Будущее Чеченской Республики», направленный на подготовку учителей начальной школы. Мы очень быстро поняли: проблемы, с которыми ребята приходят в 10-11-е классы, начинаются задолго до этого возраста, поэтому надо действовать на опережение, только тогда можно будет получить стабильно высокие результаты на ОГЭ и ЕГЭ. При этом очень важно работать не только с учителями, но и с завучами начальной школы. И вообще, более продуктивно обучение не отдельных учителей, а школьных команд, куда входили бы и преподаватели, и руководители, и члены администрации. Директор должен понимать, чему мы учим завуча. Завуч должен видеть, как мы обучаем педагогов. А учителя должны представлять суть проблем, стоящих перед руководством. Но тогда все государственные задания надо выстраивать совсем по-другому. И иначе нужно формировать программы, а заказ на курсы повышения квалификации должен выглядеть принципиально иначе. По-хорошему, районную методическую службу тоже надо бы коренным образом реформировать, переподчинив ее ЧИПКРО. Им нечего делать в муниципалитетах, они должны работать как районные команды под единым началом. А сейчас они нам не подчиняются. Что касается упомянутого конкурса «Учитель года», им традиционно занимается Министерство образования и науки ЧР. Хотя, как нам кажется, подготовку и сопровождение участников конкурса на всем его протяжении следовало бы проводить именно нашему ЧИПКРО, потому что мы с этим сталкиваемся куда чаще и во многих вопросах разбираемся гораздо лучше и глубже. У нас есть и собственный конкурс – «Учитель чеченского языка», который мы проводим уже 8 лет. Среди других инициатив – конкурс «Педагог-психолог Чеченской Республики», конкурс по знанию ИКТ, конкурс детской проектной деятельности. Последним мы очень гордимся, поскольку благодаря ему продвижение проектов в школах стало более активным. Причем подчеркну, мы работаем и с группами детей, и с учителями – руководителями проектов, и с отдельными учениками, авторами проектов. Детей учим, как представлять и защищать проект, учителей – как организовать команду, распределять в ней роли, выбирать тему, определять цели, мотивировать детей. Особо выделю наш региональный северокавказский конкурс «Учитель родного языка». На него съезжаются люди из разных республик Северного Кавказа и демонстрируют на практике, как их родной язык помогает изучать русский язык и наоборот. Язык методики универсален, поэтому, несмотря на то что сюда приезжают учителя ингушского, кабардинского, осетинского, чеченского, аварского и других зыков, обычно всем бывает все понятно даже без знания чужого языка. Дети, кстати, тоже принимают в этом участие. Словом, работы очень много. Думаю, институт будет развиваться в том же направлении. Его основу все равно будут составлять рядовые учителя-методисты, которые имеют огромный опыт работы в школе. И я решительно выступаю за расширение функционала наших предметных кафедр. Сейчас у нас кафедра математики занимается только математикой. Но я не могу ее сотрудникам позволить заниматься только одной математикой. Они должны знать и что такое анализ урока, и что такое психолого-педагогическое сопровождение, и что такое структура современного урока, и какие системы оценивания бывают, какие программы существуют. Только в этом случае возможно построение единой системы повышения квалификации, реальное повышение качества образования.
Комментарии