search
main
0

Game over. Если играть, то во что?

– Я вчера пятерых замочил! – Ну ты слабак… У меня семеро слегло – и без особого напряга. А Джека видел? У него сколько на счету? Сколько?! Пойду посмотрю, поучусь у него… Интересный разговор. Многозначительный. Но ведь это речь представителей не криминального мира, а… виртуального. Обычная беседа двух парней лет 14, которые делятся своими впечатлениями от компьютерной «стрелялки». По соседству с ними сидят еще несколько человек, увлеченно глядя в мониторы. Наблюдаю за ними, пытаюсь что-то спросить, но внимания на меня никто не обращает. Все поглощены игрой.

Я нахожусь в одном из многочисленных компьютерных клубов Москвы. За окном светит солнце, будний день только начинается, а здесь уже полным-полно посетителей, причем все они в большинстве своем школьники. Спрашиваю у администратора, всегда ли так.

– Да, конечно, – отвечает он. – Многие девчонки и мальчишки приходят постоянно, именно в это время. Да я и сам в детстве много играл! Что тут плохого? Ради этого можно иногда и школу прогулять.

Не спорю – иногда не можно, а даже нужно. Но только ради чего «этого»? Ради того, чтобы 5 часов подряд (как минимум) в замечательную погоду просидеть перед монитором, убивая разного рода монстров, гоблинов, вампиров? Есть ли от этого хоть какая-то польза? Или же компьютерные игры негативно влияют на психику? Вопросов подобного характера у меня возникло немало, и я решила попробовать найти на них ответ.

Итак, что движет людьми, когда они погружаются в лабиринты сети и путаются в них, не желая искать выхода? Какой должна быть компьютерная игра, чтобы овладеть «душой, разумом и телом человеческим»?

Жанровое разнообразие игр велико. Любителям загадок и головоломок интересны квесты, которые в основном построены таким образом – «пойди туда, не знаю куда, найди то, не знаю что, и соедини все это правильным образом». Хорошо, если загадки логичны, а действия последовательны, но часто случается как раз наоборот. Впрочем, некоторым подобная нелогичность даже нравится.

Кроме квестов, очень популярны симуляторы. Многим они позволяют виртуально реализовывать несбывшиеся мечты, Кто-то, например, в детстве мечтал стать футболистом, но спортивная карьера не сложилась. Зато в игре у него первоклассная футбольная команда, и ни одна сборная с ней не сравнится.

Самый любимый жанр многих компьютерных фанатиков – экшн и аркады. Смерть, разрушение, стрельба повсюду, твое назначение – «убить их всех». Игры такого плана наполнены жестокостью, брызгами крови. Но, как ни странно, они признаны наиболее продаваемыми. Парадокс. Получается, людям требуется зло и насилие? Почему многие выбирают для себя именно этот жанр?

– Я играю в экшн и аркады с большим увлечением. Обычно в компьютерных клубах, но нередко в гостях или дома, – делится своим опытом Алексей Светиков, ученик средней школы. – Не знаю, почему меня затягивают именно «стрелялки». Counter-Strike, Half-Life, Quake – эти названия всем известны! Играм уже столько лет, а они до сих пор актуальны. Я с их помощью расслабляюсь. А еще… можно сказать, начинаю чувствовать себя героем. Я представляю, что спасаю мир от всяких демонов, убиваю их во благо всех людей. У меня даже патриотизм проявляется в какой-то степени!

– А мне кажется, что такие игры помогают людям успокоить свою нервную систему, – считает Наталья Мартьянова, студентка педагогического университета. – Допустим, ребенок приходит домой из школы, где получил незаслуженную двойку и, к примеру, замечание в дневник. Его психика зачастую перегружена негативными эмоциями, их необходимо выплеснуть наружу. Он садится за компьютер и начинает срывать свое зло, убивая монстров. Ему становится легче. Но это не значит, что у него рано или поздно появится синдром маньяка. Жестокости такие игры в нашу реальную жизнь не прибавляют, они скорее помогают с ней справиться.

Но неужели вид окровавленных тел, хотя бы и виртуальных, не опасен для психики ребенка? Не так давно в США группа ученых обратилась в апелляционный суд с просьбой признать незаконными принятые властями Сент-Луиса (штат Миссури) ограничения на продажу компьютерных игр несовершеннолетним. Незадолго до этого федеральный суд одобрил закон, согласно которому для покупки игр с элементами насилия детям необходимо было получить согласие родителей. Истцы, среди которых были крупные специалисты в области социальной психологии, указывали на отсутствие связи между насилием в компьютерных играх и в реальной жизни. Все доказательства опасного влияния игр на психику, по их мнению, были получены при проведении исследований на небольших группах людей. И, следовательно, ненаучны.

А в Китае, наоборот, интернет-кафе признаны идеологически вредными для молодежи. Там предлагается запретить их открытие на расстоянии ближе 200 метров от учебных заведений. Руководство страны также требует от создателей китайских веб-сайтов пропагандировать идеи передовой культуры, науки, воспитывать нравственность, стремление к здоровому образу жизни и говорит о необходимости конфискации компьютерных игр, содержащих сцены порнографии и насилия, так как они негативно влияют на психику несовершеннолетних и побуждают их к противоправным действиям.

Может быть, здесь есть доля истины? Ведь несмотря на то что между реальным и виртуальным миром существует грань, она постепенно может исчезать. Вот что говорит по этому поводу Сергей Макаревич – школьник, яростный любитель посидеть за компьютером.

– Я часто сравниваю свою жизнь с любимой игрой – как поступаю здесь, что бы сделал там. Компьютерный мир во многом лучше реального, у него больше возможностей. В нем я могу быть сильнее, быстрее. В жизни я неавторитетная личность, а там пользуюсь большой популярностью. У меня масса комплексов, я не очень интересую девчонок, зато в одной известной игре я самый умелый покоритель женщин. Может, я в будущем смогу и в жизни воспользоваться приобретенными навыками. И еще один плюс компьютерных игр – в них я могу представить себя кем угодно.

Стало быть, виртуальный мир освобождает на время от реальных проблем, в нем можно создавать из себя кого пожелаешь, причем совершенно не опираясь на настоящие физические возможности. В игре человек легко регулирует ситуацию, в любой момент нажав на паузу или задав опцию «save» (сохранить). И к такой легкости привыкаешь. Виртуальность манит отсутствием каких-либо проблем, связанных с личностью индивида. Люди погружаются в ее глубины, желая ненадолго отвлечься от суеты или позабыть о наболевшем. Но, увлекаясь, они постепенно начинают терять ориентацию во времени, посвящая игре часы, дни и даже ночи. Отсюда проблема – недосыпание, ухудшение зрения, осанки и так далее.

Да, компьютерный мир велик. Рынок игр развивается быстрыми темпами, виртуальное многообразие затягивает все больше пользователей. Люди увлекаются играми, некоторые начинают зависеть от них. И в этом нет ничего страшного. Виртуальный и реальный миры взаимосвязаны, они влияют друг на друга, их можно сравнивать и сопоставлять. Главное, помнить, что те поступки, которые можно совершать в игре, далеко не всегда допустимы в жизни. У виртуального мира много возможностей, но все это лишь плод человеческого воображения, воплощенный с помощью технологий. А реальность – это жизнь. Только жаль, что она неподвластна одной простой компьютерной команде – «save», увы, нельзя остановить на время ее прекрасные мгновения.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте