search
main
0

Галопом по Европам. Три страны, три системы

Эра дистанционного образования в Европе интенсивно начала развиваться в начале 70-х годов. Связано это прежде всего с созданием открытых университетов, финансируемых правительством. В настоящее время, в каждой европейской стране существует ряд учебных заведений, предоставляющих дистанционное образование по хорошо разработанным методикам. Особой популярностью это обучение пользуется в Нидерландах, Швеции и Англии: интернет в этих странах так же обычен, как и телевидение, а большая часть населения владеет английским языком. В этом смысле страны южной Европы несколько отстают. Однако в скором времени обещают догнать своих соседей. Так, во Франции пальма первенства в области ДО принадлежит Национальному центру дистанционного обучения, который обеспечивает более 350000 пользователей в 120 странах мира. Секрет популярности открытого образования прост: каждый житель земли вне зависимости от его национальности и прописки может получить диплом любого европейского вуза. Причем плата за обучение будет на 40 % дешевле, чем в классических университетах. Вот почему, по прогнозам исследовательской компании IDC, объем рынка дистанционного обучения к 2005 году составит 6 миллиардов долларов США.

СтатфактПо прогнозам Министерства образования Китая, к 2005 году 5 миллионов студентов будут получать образование с помощью интернета. В настоящее время почти четверть миллиона китайцев пользуются услугами 38 онлайновых университетов. Зачастую задания и материалы учащиеся получают с помощью спутниковой связи в специальных учебных центрах, потому как у жителей страны нет необходимой аппаратуры, да и телекоммуникационная инфраструктура недостаточно развита.Министерство образования Сингапура, принимая во внимание опыт Сингапурского института менеджмента по организации программ вечернего и заочного образования для взрослых, в 1994 году поручило вузу в сотрудничестве с Открытым университетом Великобритании вести программу по получению степени. Программа работает по мультимедийной системе обучения, главными элементами которой являются центры самостоятельной работы, классы для повторения, аудио- и видеокассеты. В 1998 году лишь 332 студента получили степень. Сегодня по 15 направлениям программы Открытого университета обучается около шести тысяч сингапурских студент.

За партой не сидел, а экзамен сдал

В Дании к дистанционному образованию особый подход. Во-первых, оно должно быть творческим, а во-вторых, экономичным. По мнению специалистов министерства образования королевства, этим требованиям отвечают три модели дистанционного обучения – не ограниченная временными рамками (the time-independent learning model), одновременно распределяемая (the simultaneously-distributed learning model) и дифференцированная (the independent study model или differentiated learning).

Суть первой модели заключается в соединении элементов традиционного преподавания в классе с заочным обучением, не ограниченным по времени. Проще говоря, the time-independent learning model не что иное, как воскресные семинары. Такие занятия проводятся как в группах, так и с отдельными учениками. И хотя эта модель дистанционного обучения, по сравнению с традиционным образованием, обходится государственной казне дешевле, она обладает рядом недостатков: курс не отличается гибкостью и проходит в письменной форме, а школьник должен самостоятельно настраиваться на учебу.

Одновременно распределяемую модель образования в Дании начали применять совсем недавно – в 2000 году. Эта форма дистанционного обучения близка к традиционной и особенно подходит для малокомплектных школ. А построена она на применении спутникового или кабельного телевидения и на проведении видеоконференций. Педагог, координируя и сочетая методики, может даже увеличивать число изучаемых предметов. Эту модель часто используют при проведении спецкурсов в школах, а тем, кто занимается исследовательской работой, она просто необходима. Но внедрять ее в широкое поле дистанционного обучения пока не спешат: экономически невыгодно. При условии, если цены на оргтехнику будут снижаться, а образовательные стандарты останутся неизменными, министерство образования датского королевства, может быть, задумается о переводе the simultaneously-distributed learning model из малокомплектных школ в массовые.

Наибольшей популярностью у датских учителей и школьников пользуется дифференцированная модель обучения. Здесь ученик при помощи DVD и CD-ROM самостоятельно проходит школьную программу, состоящую из связанных между собой систем модулей. Слушатель the independent study model может изучать определенный предмет столько, сколько захочет. Если у него возникнут какие-то трудности или вопросы, то он в любой момент может обратиться к учителю-консультанту.

Понятно, что дифференцированная модель обучения прежде всего адресована подросткам, которые не могут посещать массовую школу. Однако услугами дистанционного образования нередко пользуются и обычные ученики. По данным министерства образования Дании, школьники, прошедшие курс the differentiated learning, экзамены сдают лучше.

Жажда к знаниям в целях наживы

По последним данным Министерства образования Новой Зеландии, более 18 тысяч подростков получают дистанционное образование. Юным жителям отдаленных мест, детям со слабым здоровьем и физическими недостатками, а также новозеландцам, оказавшимся за пределами страны, так называемая The Correspondence School (TCS) – Заочная школа – предоставляет более 300 образовательных курсов.

Одним из лидирующих вузов, предоставляющих образование с использованием новейших технологий, в том числе и через интернет, является Новозеландский открытый политехнический институт (The Open Polytechnic). Ежегодно в вуз «поступают» около 30 тысяч человек из Новой Зеландии и еще 40 стран мира. Большинство учащихся получают либо второе образование, либо повышают свою квалификацию. Этим объясняется возрастной контингент аудитории открытого вуза – 74% студентов 25 и более лет. И в основном это женщины – 59% из общего числа слушателей.

Через сервисную службу Новозеландского открытого политеха каждый учащийся получает методические материалы, а через электронную почту и факс – консультации лектора. Также студенты могут пользоваться виртуальной библиотекой вуза. Конечно, не даром: за виртуальное образование взимаются реальные деньги. В Открытом политехническом институте цена зависит от места проживания студента. Для австралийцев ставка поднимается до 50 $, а для европейцев – до 105$, жители Южно-Тихоокеанского региона вынуждены платить на 70 $ больше, нежели новозеландцы, а выходцы из Восточной Азии и Северной Америки – на 95$. Остальным гражданам мира учеба в Новозеландском открытом политехе обойдется на 120$ дороже. Зато сумма административного взноса – 35 долларов США – остается неизменной для всех. За эти деньги студент может перевестись на другой курс, продлить срок поступления, пересдать экзамен или зачет.

Однако на открытом обучении не всегда удается заработать. Недавно Министерство образования Новой Зеландии объявило о приостановлении финансирования программ дистанционного обучения, предоставляемых Центром практического образования (Practical Education Training Centre). Дело в том, что из двух тысяч студентов 56 получили дипломы. В ходе проверки выяснилось, что образовательные ссуды используются не по назначению. Почти половину дотации, а это две тысячи новозеландских долларов (чуть меньше тысячи американских), составляет стоимость компьютера Compaq, который студенты получали в начале обучения. Большинство «жаждущих знаний» новозеландцев не стали забивать себе голову и сразу после получения оргтехники, продавали ее. Министерство образования потребовало от горе-студентов полного возмещения недобросовестно потраченных ссуд. В случае неповиновения эти деньги будут взысканы через суд.

Классические традиции в современной обработке

Один из самых уважаемых и крупных вузов Европы Национальный заочный университет Испании (The Universidad Nacional de Educaciуn a Distancia (UNED) ничем не отличается от других учебных заведений страны. Он соблюдает те же законы, его студенты получают те же дипломы. Только знания в этом храме науки даются по уникальной методике: интернет, аудио- и видеоматериалы комбинируются с традиционной методикой, где профессора выступают в роли консультантов. В основном это происходит на семинарах, где студенты по телефону, электронной почте, а также лично могут задать вопросы.

Все учебные мультимедийные материалы преподаватели составляют совместно с экспертами центров по внедрению информационных технологий в дистанционное обучение и с соблюдением основных правил, установленных Комитетом по методике заочного образования и Медиа комитетом. Педагоги несут всю ответственность за содержание материалов, а медиа-эксперты – за выпуск продукции, ее технологию и художественное оформление.

Как и традиционное обучение, открытое не обходится без оценок. Чтобы студенты не халтурили и относились к дистанционному образованию серьезно, все уроки заканчивается тестами. Это необходимо как педагогам, так и учащимся. Первым тесты помогают избежать повторения пройденного материала и правильно спланировать следующие занятия, вторым – прививают определенные навыки и дисциплинируют. После окончания курса студентов ждут экзамены. И уж тут-то ни французу, ни американцу, ни немцу, ни итальянцу, ни испанцу поблажек не будет. Учитывая промежуточные результаты, полученные за время обучения, и уровень дополнительных работ – эссе, курсовых, рефератов, преподаватели в отчетах выставляют справедливую финальную оценку.

Помимо более 60 учебных центров в Испании и 15 за рубежом Национальный заочный университет имеет массу образовательных. Например, бесплатная Ciber UNED включает виртуальные курсы, трансляцию культурных и образовательных программ, Wap-портал (соединение по мобильной связи) и большой выбор бесплатных радиопрограмм. А UFORMTIC – IUED, разработанная соратником Национального университета по дистанционному образованию University Institute of Distance Education, направлена на повышение квалификации преподавателей.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте