Отрадно, что сочинские совещания, инициатором которых в свое время выступил наш профсоюз, стали традиционными. Цель таких совещаний в том, чтобы научиться слышать друг друга и находить оптимальные решения задач, которые стоят перед системой образования. Одной из актуальных проблем, которую сегодня пытаются решить на самом высоком уровне, остается заработная плата учителя.
Нас всех сегодня волнует, что же такое заработная плата? По-моему, в определении этого понятия все перемешано, и сегодня в Министерстве здравоохранения и социального развития России, органе, который должен готовить предложения для формирования государственной политики в сфере оплаты труда, нет внятной позиции по этому вопросу. Появляются очень разные точки зрения на оплату труда, которым мы пытаемся противостоять, но это очень сложно.Приведу пример из школьной жизни. В школу приходит молодой специалист, к нему предъявляют различные требования, у него должностные обязанности на трех с половиной листах, основанные на квалификационной характеристике, утвержденной Минздравсоцразвития РФ. И 4611 рублей – его заработная плата, равная МРОТ, а остальное – стимулирование, но стимулирование чего? Удешевленного донельзя труда?Нам говорили, что в 1990 году у государства не было денег, поэтому была введена Единая тарифная сетка, а теперь в государстве стало больше денег и мы переходим на новые системы оплаты труда. Но если вся бюджетная сфера так или иначе сориентирована на 583-е постановление Правительства РФ по установлению должностных окладов и ставок заработной платы по утвержденным профессиональным квалификационным группам должностей, то в сфере образования при введении НСОТ применялись самые разные методики: санкт-петербургская, тюменская, местные, федеральная, смешанные.Когда отказались от Единой тарифной сетки, в законодательном порядке было решено, что Правительство РФ должно утверждать базовые ставки и оклады по ПКГ. Не успели мы оглянуться, как Госдума келейно заменила слово «должно» на слово «может». В результате у нас нет ни базовых ставок, ни базовых окладов, как минимальных государственных гарантий, установленных на федеральном уровне. И никаких гарантий, кроме МРОТ – четырех тысяч шестисот рублей с небольшим, для педагогов всей страны нет. Тогда о каком качестве и высоком уровне работы можно говорить, если мы изначально так низко оцениваем труд учителя?Когда проект модернизации региональных систем образования предполагалось вводить, мы договаривались, что повышение заработной платы должно осуществляться через повышение ставок и должностных окладов, чтобы наращивать базовую основу оплаты труда за выполнение должностных обязанностей, которая будет приближаться к реальной стоимости труда работников основных профессий в сфере образования.Что у нас получается сегодня? Многие забывают, что повышение зарплаты и индексация – это разные вещи. Индексация, то есть повышение реального содержания заработной платы в соответствии с ростом цен и тарифов, должна происходить в обязательном порядке, независимо от качества труда и степени выполнения производственных показателей по итогам года. Все, что касается повышения заработной платы, – другой вопрос. Это параллельные процессы. Сегодня стало сложнее их отслеживать, чем в тот момент, когда мы отказались от Единой тарифной сетки. Потому что сейчас ставки и оклады во всех субъектах абсолютно разные. Пора четко определить, что такое структура заработной платы, какой должна быть стартовая зарплата и какая часть ФОТ достаточна для стимулирования более качественного труда. Если у педагогов и других работников бюджетной сферы стартовая зарплата будет весомой, тогда и 5-10 процентов ФОТ может быть достаточно для использования в качестве стимулирующих выплат.Мы заинтересованы в том, чтобы финансовое положение учителей улучшалось, и, безусловно, поддерживаем проект модернизации образования. Но нас беспокоит, что меры по повышению оплаты труда в сфере образования принимаются бессистемно. Нам бы очень не хотелось, чтобы конкретные меры, принятые на региональном и муниципальном уровнях по реализации этого проекта, разочаровали учителей и привели к дискредитации заложенной в него идеи.
Комментарии