С основным докладом на съезде выступила председатель Общероссийского Профсоюза образования Галина Меркулова. Учитывая, что делегаты заранее смогли ознакомиться с подробным отчетом Центрального совета и проектом Программы развития деятельности профсоюза до 2020 года, Галина Ивановна обобщенно остановилась на проблемах, которые сегодня наиболее актуальны, на тех вызовах, которые стоят перед образованием и профсоюзом. И конечно, на тех задачах, которые предстоит решать.
Ровно пять лет назад мы подводили итоги деятельности профсоюза, определяли основные направления и приоритеты дальнейшей работы.Что сделано за прошедший период? Что не удалось из намеченного? Какие новые проблемы ставила перед нами жизнь и как мы совместными усилиями находили выход из складывающейся ситуации? Думаю, сегодняшний разговор поможет ответить нам на эти вопросы.Пожалуй, к наиболее важным результатам в отчетном периоде можно отнести успешную адаптацию организационной структуры профсоюза к происходящим внешним и внутренним изменениям, что позволило своевременно обновлять и актуализировать формы и методы работы.Нам удалось избежать резкого изменения общей численности членов профсоюза, несмотря на масштабные процессы реорганизации сети образовательных организаций, а в каждой третьей региональной профсоюзной организации наблюдается некоторый рост профсоюзных рядов и повышение процента охвата профсоюзным членством.В 2014 году в профсоюзе появились две новые организации – Крымская республиканская и Севастопольская городская.В ходе отчетно-выборной кампании 2014 года почти на треть произошло обновление кадров и актива. Среди руководителей профсоюзных организаций сменяемость составила 24,6%. В профсоюз пришло много новых, энергичных профсоюзных работников и активистов, среди которых более 17% – молодежь до 35 лет. И мы рассчитываем, что их активная работа даст новый импульс деятельности профсоюзных организаций, а значит, профсоюза в целом.С целью системного повышения профессионализма профсоюзных кадров продолжалась работа школ и постоянно действующих семинаров профсоюзного актива на уровне первичных и территориальных организаций, курсовая переподготовка председателей при Центральном совете.Часто мы обучаем и потенциальных членов профсоюза, которые проявляют заинтересованность в участии в тех мероприятиях, которые организует и проводит профсоюз, и это служит дополнительным источником мотивации. Это стало возможным благодаря в том числе серьезно возросшему в последние годы кадровому потенциалу профсоюза. На сегодня это более 5 тысяч хорошо подготовленных профессионалов в самых различных направлениях деятельности.Однако у нас продолжает присутствовать проблемная зона. Что я имею в виду? Сегодня в профсоюзе сформировалась лидирующая группа организаций, которая, как бы ни было сложно, успешно выполняет задачи, предусмотренные программой развития деятельности профсоюза и решениями съездов. Мы пытаемся активно распространять опыт лидеров. Но другие организации не применяют их опыт на практике либо перенимают его «не торопясь». В перспективе мы не можем допустить сохранения подобной ситуации.Именно поэтому назрела необходимость наряду с другими мерами ввести в профсоюзе систему оценки качества деятельности профсоюзных организаций путем осуществления их рейтингования на основе единых критериев.К числу критериев оценки деятельности профсоюзных организаций важно относить и успехи в реализации инновационных форм поддержки членов профсоюза, поскольку качество их жизни во многом определяется уровнем пенсионного обеспечения, медицинского обслуживания, возможностями получения доступного кредита для решения жизненно важных проблем, качественного отдыха и восстановления своего здоровья.Практика показывает, что в организациях, где эта работа ведется активно, эти формы поддержки очень востребованы членами профсоюза.С целью развития этих направлений мы продолжаем проводить начатый в 2009 году конкурс «На лучшую организацию работы по внедрению инновационных форм социальной поддержки членов профсоюза».Члены профсоюза, передавая нам в управление достаточно весомые финансовые средства в виде членских профсоюзных взносов, возлагают на нас серьезную ответственность за их эффективное и рациональное использование.С целью укрепления финансовой базы профсоюза был предпринят целый ряд шагов, в том числе по поэтапному переходу малочисленных первичных, районных и городских организаций на централизованный бухгалтерский учет в региональные организации профсоюза. Более 70% территориальных организаций профсоюза перешли на упрощенную систему налогообложения, которая позволяет сэкономить значительную часть профсоюзного бюджета. Удалось укрепить финансовую базу некоторых региональных организаций профсоюза через увеличение размера отчисления взносов в их адрес.Анализ распределения средств профсоюза показывает, что структура расходов остается традиционной. Но даже те общепрофсоюзные нормативные показатели расходования профсоюзных средств на информационную работу и обучение, которые были установлены более 10 лет назад, большинством региональных организаций профсоюза пока не достигнуты.Такая ситуация вряд ли может нас устраивать. В связи с чем мы предлагаем при Центральном совете создать специальную постоянно действующую комиссию, которая будет заниматься детальным анализом эффективности расходования средств и выработкой предложений для организаций различных уровней. Конечно, эта работа будет осуществляться в тесном взаимодействии с Контрольно-ревизионной комиссией профсоюза.Несмотря на наличие ряда нерешенных вопросов, нам удалось повысить авторитет профсоюза среди работников образования, укрепить деловое взаимодействие с работодателями, органами власти на всех уровнях.Прошедший отчетный период характеризовался активным развитием процессов модернизации российского образования, обновлением законодательного поля в сфере образования как на федеральном, так и на региональном уровне.Профсоюз, его региональные организации принимали непосредственное участие в экспертизе проектов профессиональных стандартов в сфере образования, федеральных государственных образовательных стандартов общего и дошкольного образования, в работе по поэтапному введению новых систем оплаты труда во всех образовательных учреждениях, а также по определению и реализации системных мер по дополнительной поддержке работников образования.Также профсоюз, его региональные организации участвовали в подготовке, экспертизе и общественном обсуждении Комплексной программы повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций, нового порядка аттестации педагогических работников.Профсоюз уделял серьезное внимание проблемам дошкольного и дополнительного образования детей, устранению проблем, тормозящих поступательное развитие этих важнейших сфер образования. Как известно, с целью повышения статуса педагогов дошкольного образования с 2010 года по инициативе профсоюза ежегодно проводится Всероссийский конкурс «Воспитатель года».Большое внимание было уделено реализации и совершенствованию мероприятий социально значимых проектов модернизации образования, нацеленных на достижение современного качества образования, адекватного меняющимся запросам общества и социально-экономическим условиям, таких как: приоритетный национальный проект «Образование» (ПНПО), национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», модернизация региональных систем общего образования (МРСО), модернизация региональных систем дошкольного образования (МРСДО), указы Президента Российской Федерации от 2012 года.Важнейшим правовым механизмом, определяющим взаимоотношения профсоюза и его партнеров в решении всего спектра проблем в образовании, остается социальное партнерство.Круглые столы, парламентские слушания, участие в рабочих группах, совещаниях на разных уровнях, консультации с руководителями политических партий и фракций в Государственной Думе, многочисленные письма и обращения не только от центральных органов профсоюза, но и с мест были направлены на привлечение внимания органов законодательной и исполнительной власти к основным проблемам сферы образования.Широко использовался механизм рассмотрения ряда документов на заседаниях Российской и региональных трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений.Доказала свою состоятельность практика заключения Отраслевого соглашения на федеральном и региональном уровнях.На сегодня в абсолютном большинстве учреждений, где действуют профсоюзные организации, заключены коллективные договоры. Во всех субъектах Российской Федерации и большинстве муниципальных образований подписаны региональные и территориальные соглашения.Профсоюз продолжал сотрудничество с различными государственными органами власти на основе заключенных соглашений о взаимодействии – с Рострудом, Рособрнадзором, Минобрнауки России, Комитетом по образованию Государственной Думы, Центральной избирательной комиссией. Аналогичным образом строилась работа в этом направлении и в территориальных организациях профсоюза в каждом регионе.Не могу оставить без внимания наших партнеров внутри профсоюзного движения. Это ФНПР и, конечно, Совет Ассоциации профсоюзов работников непроизводственной сферы Российской Федерации.Именно ассоциация в рамках переговоров с властью на всех уровнях последовательно представляет интересы работников значительной части бюджетной сферы в вопросах оплаты труда, трудового законодательства, сохранения действующих механизмов социального партнерства и других.Одной из наиболее сложных проблем, не решаемых до настоящего времени, стала проблема утверждения Правительством Российской Федерации базовых ставок и окладов для работников бюджетной сферы. И это несмотря на то, что нам удалось внести в Генеральное соглашение, в майские указы Президента РФ и Программу поэтапного совершенствования системы оплаты труда обязательства по этому вопросу.Поэтому эта задача будет оставаться в центре внимания. Пока же достаточно успешно профсоюз использует механизм Единых рекомендаций РТК по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных (муниципальных) учреждений.Это единственный документ федерального уровня, где впервые установлен приоритет гарантированной части оплаты труда в виде ставок и должностных окладов, которая в структуре заработной платы должна составлять не менее 60%.В 2012 году в майских указах Президента России были сформулированы основные стратегические приоритеты развития страны на среднесрочную перспективу, одним из которых стала система мер по поэтапному повышению оплаты труда основных категорий работников бюджетной сферы и, конечно, педагогических работников общего, профессионального и дополнительного образования.В значительной степени содержащиеся в указах президента решения были инициированы многочисленными обращениями в адрес федеральной власти Совета Ассоциации профсоюзов работников непроизводственной сферы РФ, а также предложениями, обсуждавшимися в рамках участия ФНПР в Общероссийском народном фронте.Активное участие профсоюз принимал в формировании Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 годы.Профсоюзом был организован общественный контроль за условиями и порядком реализации указов Президента РФ в части повышения заработной платы педагогических работников образовательных организаций всех типов.По данным Росстата, заработная плата в сфере образования в среднем по всем типам образовательных организаций за последние пять лет увеличилась почти в 2 раза – с 13 тысяч с небольшим почти до 26 тысяч рублей.Вместе с тем реализация программы сопровождалась оптимизацией сети образовательных организаций, сокращением расходов на оплату труда вспомогательного и административно-управленческого персонала, снижением численности отдельных категорий педагогических и иных работников.Закрепленный в новом Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» принцип зависимости оплаты труда от размера средней заработной платы по региону ввел дополнительные федеральные гарантии для работников, поименованных в указах Президента РФ.Повышение заработной платы в 2014 году осуществлялось только в порядке, установленном в Программе поэтапного совершенствования системы оплаты труда, и тем категориям работников, которые перечислены в президентских указах. Но и здесь появились проблемы, связанные с выполнением целевых показателей повышения заработной платы. Несмотря на принятые в регионах меры, в 2014 году только в 23 субъектах удалось добиться выполнения целевых показателей по всем категориям педагогических работников и во всех типах образовательных организаций.В то же время иные категории работников, обеспечивающих условия проведения учебно-воспитательного, научно-исследовательского процесса в образовательных организациях, остались без дополнительных государственных гарантий на федеральном уровне.В отношении этих работников должна была осуществляться ежегодная индексация заработной платы. Но только три года, с 2011 по 2013 год, этот подход был реализован.Вместе с тем, по убеждению профсоюза, никто не снимал с органов власти всех уровней ответственности за повышение реального содержания заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги тем категориям работников, которые не вошли в указы Президента РФ.Правительством Российской Федерации внесены предложения по изменению федерального бюджета на 2015 год в условиях экономического кризиса, предполагающие сокращение расходов, в том числе и на образование. Окончательные цифры финансирования отрасли станут известны уже в апреле.Профсоюз и представители профсоюзной стороны РТК намерены добиваться выполнения указов Президента РФ в части повышения заработной платы основных категорий работников бюджетной сферы и проведения ежегодной индексации заработной платы всех других работников, не поименованных в указах президента.Нельзя не сказать и о вопросах, связанных с необходимостью сохранения достигнутого уровня социальных льгот и гарантий. Это также имеет непосредственное отношение к материальному положению работников.В связи с переименованием образовательных учреждений, происходящим в рамках реализации Федерального закона «Об образовании в РФ», остро встали вопросы сохранения права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости за педагогами, которые не менее 25 лет проработали в учреждениях для детей. Профсоюзом совместно с Минобрнауки, Минтрудом и Пенсионным фондом России проводится систематическая работа по установлению тождественности наименований учреждений и должностей. К сожалению, эта работа крайне затянулась, хотя от ее результатов во многом зависит, смогут ли педагогические работники реализовать свое право на досрочную пенсию.В рамках проводимой Правительством России пенсионной реформы все чаще стал подниматься вопрос об изменении порядка назначения трудовой пенсии педагогическим работникам до наступления общеустановленного возраста. Высказывается предложение об увеличении стажа работы, дающего право на досрочную пенсию. Такой подход мы считаем неприемлемым, поскольку все предложения по реформированию досрочной пенсии фактически направлены на одностороннее ухудшение положения работников сферы образования.Из ряда регионов поступает тревожная информация о снижении компенсаций расходов педагогических работников, проживающих и работающих на селе, по оплате за жилое помещение, освещение и отопление. Для нас эти вопросы остаются по-прежнему актуальными, особенно с учетом непростой экономической ситуации.В этот период нам очень серьезно пришлось заниматься вопросами развития и повышения профессионального уровня педагогических работников. Профсоюз разработал предложения по вопросам применения профессионального стандарта педагога, по модернизации педагогического образования, условиям перехода к эффективному контракту, по повышению престижа педагогической профессии.В случае поспешного введения одновременно на всей территории Российской Федерации профессионального стандарта педагога с начала 2015 года возникала бы реальная угроза массового нарушения трудовых прав педагогических работников, поэтому профсоюз настоял на переносе срока введения профстандарта на январь 2017 года. За это время правительством должен быть разработан комплекс мер, направленный на его апробацию. Такая работа уже ведется в 21 субъекте России.В рамках начавшейся модернизации педагогического образования осуществляется работа по обновлению программ подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических работников. Такой пилотный проект реализуется в 31 субъекте Российской Федерации. В нем участвуют 39 педагогических и классических университетов.В этот период нам всем предстоит сложная системная работа по контролю за реализацией перечисленных мер по повышению профессионального уровня педагогов. Важно, чтобы их внедрение не привело к снижению уровня социальных и правовых гарантий работников.Кроме того, для профсоюза актуальной становится задача участия в процессе независимой оценки качества образования, которая начинает выстраиваться в стране в связи с принятием нового закона об образовании.В отчетный период нами были инициированы и проведены мониторинги по вопросам интенсификации и особенностей труда педагогов в условиях модернизации образования. Результаты последнего большого мониторинга, проведенного совместно с Российским национальным исследовательским медицинским университетом им. Н.И.Пирогова, мы готовимся рассмотреть на одном из ближайших заседаний исполкома профсоюза.Но уже сейчас понятно, что результаты будут подтверждать наши предварительные выводы о том, что трудозатраты учителя, преподавателя чрезвычайно возросли, расширился их функционал, увеличилось количество нехарактерной для педагога работы, что не может не влиять на состояние здоровья учителей и преподавателей и, конечно, качество образования.Не могу не сказать о чрезвычайно возросшей отчетности, связанной с масштабным переходом образовательных организаций на программные и проектные методы работы. Количество отчетных документов, собираемых с образовательных организаций, возросло до 300 в год, 80% из которых первично заполняются непосредственно педагогическими работниками.Мириться с этим категорически нельзя, уже есть по этому поводу соответствующее поручение президента, начала свою деятельность в Государственной Думе рабочая группа, в состав которой входят представители профсоюза.Актуальной остается повестка дня, связанная с модернизацией системы профессионального образования.Изменение структуры, масштабов, моделей развития сети вузов и филиалов осуществляется с помощью таких инструментов государственной политики, как мониторинг эффективности деятельности вузов (с последующей оптимизацией и реорганизацией); поддержка группы ведущих университетов, а также поддержка региональных организаций высшего образования.Количество вузов, подведомственных Минобрнауки, сократилось с 345 в 2010 году до 278 на начало 2015 года.Масштабные структурные изменения потребовали от профсоюза, и прежде всего от его первичных организаций, значительных усилий, направленных на сохранение и упрочение членской базы, реализацию качественно новых подходов к мотивации, доказательство профессиональной состоятельности наших профсоюзных структур на местах.Региональные организации профсоюза активно нарабатывали навыки координации деятельности первичных профсоюзных организаций нового типа, объединяющих работников разных образовательных учреждений.Безусловно, и сейчас перед региональными, первичными профсоюзными организациями, да и перед профсоюзом в целом будет стоять важная задача – повышение авторитета и статуса профсоюзной организации в условиях увеличивающейся самостоятельности учреждений высшего и профессионального образования, когда решение многих вопросов будет зависеть от сплоченности коллективов работников и студентов в деле защиты своих интересов, а также от профессионализма и активной позиции профкомов вузов.Новый закон об образовании фактически преобразовал систему начального профессионального образования в систему подготовки рабочих кадров.Идут активные процессы реструктуризации сети профессиональных образовательных организаций. Один из основных результатов – передача практически всей сети учреждений с федерального на уровень субъектов Российской Федерации.С 2013 года реализуется Стратегия развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций, в подготовке которой принимал участие и профсоюз.Возвращаясь к основным тревожащим нас тенденциям в сфере высшего образования, необходимо сказать о том, что в ближайшие годы нас ждет дальнейшее сокращение вузов, их филиальной сети. Кроме того, «дорожными картами» изменений в отраслях социальной сферы предусматривается значительная оптимизация численности работников в высшем образовании. По оценкам Правительства РФ сокращение составит порядка 144 тыс. человек, по оценкам экспертов профсоюза эта цифра может быть значительно выше.Мы будем настаивать на том, чтобы в планах реализации Отраслевого соглашения были зафиксированы конкретные обязательства и механизмы реализации подходов, минимизирующих возможные негативные последствия подобных сокращений.Профсоюзу предстоит продолжить серьезную и ответственную работу по организационному, методическому и правовому сопровождению реструктуризации первичных профсоюзных организаций работников и студентов в объединяемых образовательных организациях.Значительную роль в развитии партнерских отношений, расширении возможных форм взаимодействия с федеральными органами исполнительной и законодательной власти сыграли созданные в структуре профсоюза постоянно действующие представительные органы – Координационный совет председателей первичных профсоюзных организаций работников вузов (КСП) и Студенческий координационный совет (СКС) профсоюза.Необходимо сказать, что наша работа в этот период не ограничивалась работой со студенческой молодежью. Особое внимание было уделено и молодым педагогам. Создан совет молодых педагогов при ЦС профсоюза, в состав которого вошли представители 65 субъектов РФ. Его работа позволила активизировать развитие молодежного педагогического движения в профсоюзе и оказать практическую помощь в создании и объединении молодых педагогов в регионах. Мы планируем развить эту работу в рамках мероприятий объявленного в профсоюзе Года молодежи.В отчетный период профсоюз продолжал активно защищать трудовые права, социально-экономические и профессиональные интересы членов профсоюза, взаимодействуя с федеральной инспекцией труда, органами прокуратуры, органами государственной власти при осуществлении профсоюзного контроля за соблюдением работодателями норм трудового законодательства.Судебная форма защиты социально-трудовых прав работников образования по-прежнему остается наиболее эффективной. За период с 2010 по 2014 год количество материалов, направленных в суд и рассмотренных с участием юристов территориальных организаций профсоюза, составило более 40 тысяч, при этом в среднем в 90% случаев иски были удовлетворены полностью или частично. Специалисты правового отдела аппарата профсоюза систематически оказывали помощь территориальным организациям в подготовке исковых заявлений, а также представляли в Верховном суде Российской Федерации интересы педагогических работников по различным категориям дел.Экономическая эффективность всех форм правозащитной работы профсоюза составила за 2010-2014 годы более 30 млрд рублей.В будущем система профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства должна способствовать не только предупреждению, выявлению и пресечению правонарушений, но и помогать профсоюзу и его организациям усиливать их переговорные позиции по основным направлениям деятельности профсоюза.Участие в нормотворческой деятельности органов государственной власти было одним из приоритетных направлений правозащитной работы профсоюза в период с 2010 по 2014 год.Благодаря участию профсоюза и его организаций в масштабной работе над проектом закона «Об образовании в Российской Федерации» сохранены все действовавшие ранее социально значимые права и гарантии работников отрасли. Кроме того, в законе получила закрепление система участия профсоюзных организаций в управлении образовательными организациями и, что особенно важно, – студенческих.Новый закон об образовании действует с 1 сентября 2013 года, и за это время проведена определенная работа над ошибками. Что я имею в виду? Это проблема формирования платы за общежитие и так называемой платной продленки. Мы в свое время указывали на то, что нечеткость положений закона по указанным вопросам может привести к негативным социальным последствиям. Так оно и произошло. Мы все хорошо помним, какой широкий общественный резонанс получили события, связанные с резким повышением платы за студенческие общежития и платы за ГПД в школах.И в этой ситуации профсоюз оперативно вышел с необходимыми предложениями в адрес Минобрнауки России, депутатов Государственной Думы, результатом чего стало серьезное нивелирование остроты возникших проблем. Мы обязательно продолжим отслеживать ситуацию по указанным вопросам.Профсоюз принимает участие в разработке и согласовании подзаконных нормативно-правовых актов, сопровождающих закон об образовании. На федеральном уровне согласовано более десятка правовых актов, затрагивающих те или иные вопросы, связанные с трудовыми правами и социальными интересами работников и обучающихся.Работа идет достаточно непросто. Некоторые подзаконные акты ждут своего согласования уже много месяцев. Дело в том, что часто предлагаемые нам проекты снижают, с нашей точки зрения, уровень правовой и социальной защищенности работников. Ярким примером тому является проект Постановления Правительства РФ, устанавливающий продолжительность отпусков педагогическим и руководящим работникам.Я остановилась лишь на небольшой части той огромной работы, которая проводится профсоюзом и его региональными организациями по экспертизе проектов и действующих нормативных актов. Но и затронутые вопросы позволяют оценить важность и объем осуществляемой работы в интересах членов профсоюза.Защита прав членов профсоюза на здоровые и безопасные условия труда осуществляется благодаря действующей в профсоюзе системе управления общественным контролем за состоянием охраны труда.Улучшается взаимодействие с органами управления образованием, органами государственного надзора по осуществлению контроля за состоянием охраны труда в образовательных организациях. Ежегодно увеличивается финансирование мероприятий по охране труда, улучшаются условия на рабочих местах, снижается производственный травматизм.Большое внимание уделяется широкому и своевременному информированию членов профсоюза о системных изменениях в сфере образования, напрямую касающихся положения работающих и обучающихся, действиях профсоюза по представительству и защите прав членов организации; организуется постоянный обмен опытом, что способствует повышению эффективности работы по всем направлениям деятельности профсоюза.Профсоюз – организация с отлаженной инфраструктурой, собственными средствами информации, кадровым и профессиональным ресурсом, но потенциал, которым мы располагаем, к сожалению, пока не задействован в полной мере.Это значит, что требуется дальнейшее совершенствование нашей работы по всем направлениям. Особенно на уровне местных и первичных организаций.Мы рады видеть на нашем съезде представителей братских профсоюзов работников образования и науки из Азербайджана, Армении, Белоруссии, Казахстана, Таджикистана, Болгарии, Германии, Израиля, Нидерландов, нашего давнего хорошего друга и коллегу Мартина Ромера – европейского директора Интернационала образования.Сотрудничество и контакты с нашими друзьями дают хорошую основу для размышлений о возможных путях развития российского образования, совместные солидарные действия и международные акции концентрируют внимание властей на необходимости всемерного и постоянного развития образования в качестве главного инструмента поступательного развития общества.Время предстоит непростое, но как бы ни складывалась ситуация, отстаивая интересы работников, мы не должны позволить разобщить нас даже в условиях серьезного экономического кризиса, который мы все переживаем.Рефреном нашего съезда в этом году выбран девиз: «Вместе – в будущее!» И только от нас с вами, нашего единства и сплоченности, ответственного отношения к проблемам тех, кто нам доверил защищать свои права и интересы, будет зависеть во многом, какое будущее ожидает нас и наш профсоюз!
Комментарии