search
main
0

Галина КОЗЛОВСКАЯ, директор Самарского филиала МГПУ: Путь к успеху

Сегодня много копий ломается вокруг реформирования педагогического образования. Каким должен быть современный учитель, кто подготовит его лучше к работе в школе – педвуз или классический университет? Или параллельно могут существовать разные формы подготовки, и тогда каждый для себя решит, где ему учиться. В Самаре, к примеру, молодые ребята, решившие избрать для себя педагогическую профессию, пришли учиться в Самарский филиал Московского городского педагогического университета. Он был создан в соответствии с приказом Московского комитета образования правительства Москвы еще в 1997 году и за это время доказал свою конкурентоспособность. О том, как и по каким профессиям идет подготовка в этом филиале, в чем его уникальность и что позволяет учебному заведению быть в числе лучших не только в городе и регионе, но и в целом по стране, рассказывает его директор, доктор исторических наук, профессор Галина Ефимовна КОЗЛОВСКАЯ.

– М​ы осуществляем подготовку по 22 программам бакалавриата, специалитета и магистратуры и 6 направлениям аспирантуры. За годы работы филиала было подготовлено для Самарского региона более 7 тысяч специалистов с высшим образованием. Только за последние пять лет дипломы с отличием получили 300 наших выпускников. Наш филиал готовит преподавателей для дошкольных учреждений, учителей иностранного языка, информатики, истории, школьных психологов, преподавателей дошкольной педагогики и психологии, а также социологов, менеджеров, юристов, специалистов по связям с общественностью – профессии, которые в настоящее время наиболее востребованы на рынке труда. Сейчас на очном и заочном отделениях обучаются более 2200 студентов, у нас работают 170 преподавателей, из них 72% имеют ученые степени и звания. Я думаю, что преимущество нашего вуза в том, что Самарский филиал сразу создавался как современный университет. Мы даем нашим студентам широкую гуманитарную подготовку, возможность изучения иностранных языков, привлекаем их к творческой и научной деятельности, к участию в международных программах. На мой взгляд, сейчас необходимо более широкое понимание педагогического образования. Я вспоминаю ответ одного школьника, которого спросили: «Какое образование вы бы хотели получить?» Он сказал: «Не ограниченное знаниями моих учителей». Мы как раз стараемся готовить таких педагогов, которые помогали бы ребятам выходить за рамки косного и обыденного и проявлять креативность в любом деле: будь то учеба, работа или общение.В нашем обществе специалисту любой профессии необходимо уметь выстраивать отношения с людьми, быстро адаптироваться к изменчивой ситуации, преодолевать стрессы. А это требует психолого-педагогической подготовки, которую призван дать современный университет. – Галина Ефимовна, так каким же сегодня должно быть педагогическое образование?- Сегодня, когда звучат резкие слова о закрытии педвузов, думаю, не надо рубить сплеча, речь должна в первую очередь идти о ликвидации отсталости материальной базы и финансирования, нужно менять технологии подготовки учителей, особенно сейчас, когда принимаются новые стандарты и школа выходит на новый уровень. Педагогов нужно готовить к этим переменам. Вообще в целом педагогическое образование необходимо реально поднимать до университетского уровня, это должно стать важнейшей государственной задачей. Возможно, где-то педвузы нужно присоединять к классическим университетам. Однако по каждому вузу решение надо принимать в индивидуальном порядке, потому что вуз вузу рознь. То же самое можно сказать и о филиалах. Нельзя огульно обвинять в плохой работе все педагогические вузы страны. Несмотря на то что по сравнению с другими вузами педагогические финансировались по остаточному принципу, здесь сложились серьезные научные школы и традиции, и поставленные государством задачи в подготовке учителей успешно решались. Не хотелось бы, чтобы вместе с водой выплеснули и ребенка, как у нас часто случается. Поэтому к любой реформе и к любому нововведению надо подходить взвешенно.- Галина Ефимовна, в чем, по-вашему, уникальность Самарского филиала, что позволяет вам оставаться конкурентоспособными, особенно сейчас, когда из-за демографической ямы резко снизилось количество абитуриентов?- В современной демографической ситуации осуществлять набор трудно любому вузу. Мы, конечно, не исключение. Но последние годы набор в филиал стабильно держится на одном уровне. Мы привлекаем студентов высоким качеством образования, стандарты которого заданы головным вузом, возможностями стажировок и продолжения образования в МГПУ и доступной для жителей региона стоимостью обучения. Чтобы вуз, в том числе и филиал, был эффективным, в нем должно особое внимание уделяться науке и исследовательской работе. Именно серьезные занятия наукой позволяют нам оставаться конкурентоспособными. Кстати, у нас много молодых ученых, средний возраст кандидата наук в нашем филиале 36-38 лет, доктора – 44-46 лет. Молодые ученые, на мой взгляд, ближе и понятнее сегодняшнему студенту. Разумеется, все идет от головного вуза, в МГПУ всегда уделялось и уделяется огромное внимание науке, там работают крупные ученые, авторы учебно-методических комплексов: О.В.Афанасьева, С.Л.Атанасян, С.Г.Григорьев, М.Л.Левицкий, А.Г.Мордкович, О.А.Радченко, Е.С.Романова, М.Н.Русецкая. К сожалению, нет возможности назвать всех. Они регулярно бывают у нас, читают лекции нашим студентам. Наши преподаватели также ведут активную научно-исследовательскую работу, за пять лет нами было издано более 50 монографий, 80 учебных пособий и 2 учебника. Студенты благодаря примеру преподавателей тоже принимают самое активное участие в исследовательской и научной деятельности, участвуют в городских, региональных и всероссийских научных конференциях и конкурсах, получают дипломы и занимают призовые места. Вообще у ребят яркая, насыщенная студенческая жизнь. В нашем филиале есть студенческий клуб, очень известная команда КВН, работают различные спортивные секции.- Скажите, ориентированы ли ваши выпускники на работу в школе?- Вообще я очень довольна нашими выпускниками, их педагогическая карьера складывается весьма успешно. Они работают в лучших школах города учителями иностранного языка, истории, информатики, психологами и воспитателями в детских садах. Многие из них стали директорами школ, завучами, преподавателями вузов. В этом году наш выпускник участвовал в региональном этапе Всероссийского конкурса «Учитель года России», а наш магистрант стал победителем Всероссийского конкурса «Педагогический дебют».Хотелось бы также подчеркнуть, что мы работаем в тесном взаимодействии с городским Центром развития образования, школами города и области. По сути, мы стараемся быть аккумулирующим центром передового опыта, у нас заключены договоры с Ассоциацией директоров школ и лицеев города, мы тесно взаимодействуем с учительскими ассоциациями. Преподаватели филиала ведут научно-методическую поддержку муниципальных образовательных учреждений, в качестве экспертов участвуют в подготовке и проведении единого государственного экзамена, совместно с городским Департаментом образования и Министерством образования и науки организуют и проводят городские предметные олимпиады, разрабатывают концепции, программы и проекты развития муниципальной и региональной систем образования.Кроме того, наш филиал интегрирован в вузовскую структуру Самарского региона. Мы тесно сотрудничаем с Самарским государственным университетом, Самарским государственным экономическим университетом, Самарским институтом повышения квалификации работников образования, Поволжской государственной социально-гуманитарной академией. Вообще система высшего образования Самарской области открытая. Здесь настроены на сотрудничество и взаимодействие, конкуренция, разумеется, есть, но она позитивная, способствующая развитию и продвижению вперед. В этом огромная заслуга Совета ректоров и его председателя академика РАМН, профессора Г.П.Котельникова. В результате в выигрыше остаются все. Без преувеличения могу сказать, что с первых дней существования мы были приняты в вузовском сообществе, активно участвуем во всех совместных проектах, проведении межвузовских конференций. По нашей инициативе в городе стала проводиться выставка издательской деятельности «Университет. Наука. Город», ставшая традиционной.- Я знаю, что ваш филиал активно занимается международным сотрудничеством. Расскажите об этом направлении работы.- Мы сотрудничаем с крупными зарубежными университетами в Азербайджане, Болгарии, Великобритании, Мексике, США, Китае, на Кубе. Наши студенты и преподаватели ездят на стажировки в эти университеты, а мы в свою очередь принимаем их. Мы первыми в Самаре открыли подготовку специалистов по китайскому языку. Это стало возможным благодаря тесному сотрудничеству с Даляньским лингвистическим университетом, активному академическому обмену между преподавателями и студентами. Кроме того, преподаватели и студенты филиала принимают активное участие в программах консорциума самарских вузов «Международное партнерство»….Если же вернуться к разговору об особенностях нашего филиала, то я бы отметила такую важную для нас черту, как индивидуальный подход к каждому студенту, партнерские отношения между преподавателями и студентами, настоящий профессионализм во всем, что, собственно, и составляет в моем понимании университетскую культуру. Это и обеспечивает путь к успеху.Досье «Уû 1997 году по инициативе ректора Московского городского педагогического университета Виктора Рябова при поддержке правительства Самарской области и Московского комитета образования правительства Москвы (приказ №396 от 16 октября 1997 года) был создан Самарский филиал МГПУ. И вот уже более 15 лет он является единственным региональным отделением хорошо известного столичного вуза. Сегодня  в нем обучаются около трех тысяч студентов, которые получают образование на пяти факультетах: психолого-педагогическом, иностранных языков и PR-технологий, экономики, социологии, менеджмента, юриспруденции, информатики. Кроме того, активно работает отделение дополнительного образования. В настоящее время обучение ведется по десяти специальностям и девяти направлениям (бакалавриат), организованы и действуют аспирантура по шести специальностям, три отделения магистратуры.Образовательная деятельность в Самарском филиале осуществляется  совместно с ведущими учеными Московского городского педагогического университета, но при этом директору филиала, профессору, доктору исторических наук Галине Ефимовне Козловской удалось создать уникальный профессорско-преподавательский коллектив, слаженно работающую команду. Из 170 преподавателей 131 имеют научные звания. Многие из педагогов ведут активную научно-исследовательскую деятельность: только за последние пять лет ими было издано 68 монографий, 3 учебника (из них два с грифом федеральных органов исполнительной власти) и 132 учебных пособия. Преподаватели, аспиранты и студенты вуза принимают активное участие в конференциях общероссийского и международного уровня, проходящих на базе СФ МГПУ. Ежегодно проводится научная студенческая конференция «Дни науки», стимулирующая исследовательскую работу учащихся. Квалифицированные специалисты вуза являются постоянными председателями предметных комиссий по ЕГЭ по Самарской области. За десять лет вуз выпустил около пяти тысяч специалистов.   Филиал сотрудничает с крупными зарубежными образовательными учреждениями и организациями Болгарии, Великобритании, Кубы, Мексики, США, Азербайджана, Армении. В 2006 г. он вошел в консорциум «Международное партнерство» совместно с Самарским государственным экономическим университетом, Самарским государственным университетом, Самарским институтом повышения квалификации и переподготовки работников образования и Университетом г. Валдоста (Джорджиа, США).В настоящее время филиал успешно интегрировал в образовательное пространство Самарской области, известного в России как экспериментальная площадка для образовательных инноваций. Он считает своей миссией внедрение качества столичного образования в  образовательное пространство Самарского региона и города Самары. Учитывая национально-исторические и культурные традиции Поволжья, вуз выполняет не только образовательную, но и социокультурную миссию. Самарский филиал является привычным местом встречи преподавателей, студентов, научной общественности и представителей властных структур. Большое внимание уделяется воспитательной работе со студентами: создаются и действуют студенческие советы, клубы и кружки.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте