search
main
0

Галина БЕРКУТОВА, учитель русского языка и литературы школы №83: Работа длиною в жизнь

«Учителем нельзя устроиться, им надо быть…» – услышала я однажды. Давно известно, что педагогика – это не работа, это состояние души, призвание, дело всей жизни. В нашей профессии нет понятия будней и выходных, потому что где бы ты ни был и что бы ты ни делал, мысли о том, как заинтересовать, как увлечь своим предметом, не покидают тебя никогда. Если ты бываешь на выставках, читаешь книги, смотришь фильмы, то часто предполагаешь, как все это могло бы помочь на уроках. Многие друзья удивляются, как можно любить работу длиною в жизнь.

1 сентября 2010 года. Новенькая школа, оборудованная по последнему слову техники. Море цветов и улыбок. Просторный кабинет на 4-м этаже. Звенит звонок. Я стою у доски и начинаю свой первый в жизни урок. На меня смотрят с радостным волнением 26 пятиклашек, которые только-только переступили порог средней школы. Как сложатся наши отношения? Получится ли у них освоить трудные предметы? Получится ли у меня привить им любовь к русскому языку и литературе? Десятки мыслей проносились в голове, когда я смотрела в их полные надежд глаза. Я ждала этого момента довольно долго. В 3-м классе я сама любила играть в школу, любила представлять себя учителем, в старших классах шокировала школьных учителей своим выбором будущей профессии. В университете жадно впитывала всю информацию. И вот настал мой первый урок. Я очень ждала его, очень ждала своих первых учеников, а еще надеялась, что у меня все получится. Я уверена в том, что человек не может выбрать педагогическое поприще, если в своей жизни он не встретил своего Учителя. Судьба подарила мне встречи с несколькими великими педагогами. Главным моим наставником в жизни и в профессии всегда была моя мама. Она не училась в педагогическом университете, но по роду своей деятельности связана с детьми. Мама очень любит ребятишек и всегда с огромным уважением относится к тем, кто работает с ними. Именно она привила мне любовь к моим школьным учителям, во многом благодаря поддержке моих родителей мне удалось преодолеть все трудности первого года работы в школе. Я долго размышляла о том, какой предмет хочу преподавать, так как в школе любила различные дисциплины. Но мне посчастливилось учиться у Великого Педагога русского языка и литературы – Зинаиды Петровны Солдатовой. До сих пор я помню свое ощущение полета, радости, открытий после наших занятий. Про подобных людей говорят: «Учитель от Бога». Занимаясь с ней, я не могла не влюбиться в трудную, но такую интересную науку – филологию. До сих пор, когда удается бывать в своей школе, я непременно захожу к своему учителю химии и биологии. Татьяна Анатольевна Никитина всегда была очень строгой с нами на уроках, но на переменах и после уроков к ней постоянно подходили ребята, потому что знали, что она всегда поможет и словом, и делом. Татьяна Анатольевна никогда не забывала пошутить с нами на уроках. Я с огромной благодарностью относилась к ней, но когда сама стала учиться в вузе и позже встала у доски, моя благодарность к ней переросла в восхищение. Я оценила ее уроки не только с позиции ученицы, но больше с позиции учителя. Ни на одном уроке не было такой структурности, такого порядка, как у нее. Ребята постоянно занимали места на городских олимпиадах, а на выпускных экзаменах неизменно выбирали ее предметы. Я восхищаюсь профессионализмом моего Учителя!   Выбирая свое будущее, я всегда хотела быть похожей на своих учителей, я всегда надеялась, что смогу пробудить уже в своих учениках то чувство восторга, которое испытывала сама когда-то на их уроках. Я надеюсь когда-нибудь стать хотя бы чуточку похожей на этих великих педагогов. Мои первые ученики. Кто-то веселый и разговорчивый, кто-то молчаливый и замкнутый. Один схватывает все на лету, а другому нужно время, чтобы понять тему. 26 таких разных детских душ… На том незабываемом первом уроке многие ребята переживали, волновались, но никому из них не могло прийти в голову, как боялась я. Мне было страшно, что не справлюсь, не сумею. Но с каждым уроком, глядя в их ясные глаза, я начинала все меньше и меньше волноваться. Именно благодаря их вопросам мне хотелось постоянно расти, совершенствоваться, придумывать что-то новое и интересное. Я очень ждала их поддержки, и они с радостью откликнулись. Школа – это особенный мир, отдельное государство, в котором за день происходит море событий, радостных и не очень. Порой нам кажется, что многие из них незначительны, но именно в череде школьных побед и поражений проходит жизнь всех тех, кто каждое утро переступает школьный порог. Ученики постигают азы различных школьных дисциплин, одни из которых ребятам нравятся, другие нет. Русский язык и литература. Как сделать так, чтобы школьники не просто перелистывали заданные страницы книги, но полюбили читать? Как объяснить им законы такого трудного, но такого прекрасного русского языка? Каждый раз я очень переживала, когда понимала, что вот сегодня урок не получился. Не потому, что я не объяснила тему или ребята не записали задание, а потому, что не было той искорки на уроке, от которой у детей загораются глаза. Значит, снова предстоит работать и работать, чтобы совершенствовать свое мастерство, ведь этот самый огонек понимания, открытия в глазах учеников дорогого стоит. Часто ребята расстраиваются из-за плохих оценок, но еще больше переживаю за них я сама. Именно поэтому очень не люблю ставить двойки, особенно за работу на уроке или у доски. Им трудно пока понять справедливость подобных мер, поэтому мгновенно разрушается тот самый мостик человечности, который нас связывает. Я всегда стараюсь задать дополнительный вопрос, на который ученик точно ответит, чтобы не ставить плохих оценок. Большим открытием для меня стали внеурочные занятия с ребятами. Многие из них очень стеснялись на уроках, но на дополнительных занятиях раскрепощались и с удовольствием задавали вопросы, выполняли задания. Мы с ними много шутили, смеялись, открываясь друг для друга абсолютно с другой стороны. Благодаря таким моментам я поняла, что каждому ребенку нужно верить в себя, а для этого он должен чувствовать безоговорочную веру взрослых в него. Я очень полюбила своих первых учеников, поэтому летом очень часто вспоминала о них, а в августе сильно волновалась перед встречей с ними, ведь они так выросли и изменились за 3 месяца. Вот таким стал мой педагогический старт. Каждый день, заходя утром в класс, больше всего я хочу не обмануть ожиданий моих учеников, которые только учатся жить и впитывают все, что видят и слышат вокруг. Учебный год – время новых надежд, открытий и свершений. Я жду, что этот год подарит мне возможность научиться чему-то новому. Ведь я все больше убеждаюсь, что сама учусь у ребят ничуть не меньше, чем они у меня.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте