Школьный звонок! Сколько раз за долгие годы ты беспокоишь нас своим настырным призывом. Нас – учителей и учеников, всех тех, кто в постоянном творческом поиске день за днем формирует самое хрупкое, неповторимое и священное – личность. Но в начале сентября и в конце мая что-то в тебе, наш друг звонок, меняется. Особенно для первоклашек и выпускников. А учителя в который раз задумываются: каким же за годы учебы должен стать наш выпускник? Возможно ли создание модели той многогранности, которая индивидуализирует каждого старшеклассника по окончании учебного заведения?
У нас, учителей сельской малокомплектной школы, свой идеальный образ – это молодой человек, прежде всего способный постоять за свое Отечество, приумножающий его доблесть. Необходимо, чтобы подрастающее поколение осознанно ощущало себя ответственным за жизнь на планете Земля, стремилось к сохранению флоры и фауны как части Вселенной.
И тут приходят в голову лиричные и очень важные слова: «Все начинается с любви! С любви, я точно это знаю!» Важно научить выпускника той многоаспектной любви, которая и формирует личность. Это и любовь к матери, к людям, к родному краю, ко всему живому… Настоящая любовь не может быть безнравственной. Именно поэтому в образовании сегодня мы ставим воспитание на первое место, заостряя внимание на необходимости постоянного внимания к состоянию души. Читаю в Евангелии от Матфея: «Какая польза человеку, если он приобретает весь мир, а душе своей повредит?» Чтобы этого не случилось, учитель в первую очередь должен воспитать в ребенке чувство долга, ответственности, собственного достоинства. Трудно лучше Булата Окуджавы продолжить эту мысль:
Чувство собственного достоинства –
вот загадочная стезя,
На которой разбиться запросто,
но с которой свернуть нельзя,
Потому что без промедления, вдохновенный,
чистый, живой,
Растворится, в пыль превратится
человеческий образ твой.
Учитель должен заложить в детях высокое нравственное начало, а доступно ему это только тогда, когда он сам обладает им, когда не равнодушен к профессиональному долгу. Без любви и самоотдачи не может быть настоящего учителя. В большей степени в последнее время это можно отнести к сельскому педагогу, так как на селе все острее и неоднозначнее.
Работая в малокомплектной школе, мы прекрасно понимаем, какие несопоставимо разные возможности у городских ребят и у наших учеников. Чувствуя ответственность за их судьбы, стремимся компенсировать эту несправедливость особыми, специально разработанными личностно-ориентированными методиками. Этому способствует и то, что сельская школа – еще и хранительница народных традиций.
Ничто так не воспитывает национальное достоинство, гражданственность и патриотизм, как литература и родной язык. Поэтому так популярны интегрированные уроки, проводимые в историко-краеведческом музее, уроки литературы в мастерской местного художника, фольклорно-диалектологические экспедиции, раскрывающие глубину литературного, исторического, патриотического наследия жителей села Малиново – малой родины моих воспитанников. Настоящие граждане, патриоты России не должны забывать о своих корнях, традициях, о великой истории своей страны. Необходимо подумать о защите родного языка, национальной культуры.
Но засилье коммерции в современное время сильно пошатнуло веру в светлое завтра у тех способных и одаренных детей, чьи родительские заработки не дают возможности оплатить высшее образование. Мы все – граждане новой России, но никто не учил нас быть гражданами в условиях демократии, не учил правам и обязанностям поведения в свободном обществе. Гражданское общество может создать только школа, воспитав молодежь в духе демократических традиций.
Галина АЗЖЕУРОВА, учитель русского языка и литературы Малиновской СШ, учитель года Орловской области-2003, oiuu@orel.ru
Комментарии