search
main
0

Галерея героев

Замысел был грандиозен, но при этом, как и положено грандиозным замыслам по закону жанра, казался совершенно невыполнимым. Это утопия – объехать за год семьдесят с лишним городов, сел и деревень, а потом написать и опубликовать на страницах «УГ» семьдесят с лишним педагогических очерков – литературных портретов «региональных королей» – учителей года России-2004. Вот вам простая арифметика – если бы этот «литературный проект» в стиле Тура Хейердала решили поручить одному человеку, то он должен был бы переезжать с места на место каждые пять дней. И так целый год. К счастью, в «УГ» работает не один журналист, так что таких подвигов ни от кого не потребовалось. Хотя что-то героическое в путешествиях, к примеру, корреспондента отдела науки, культуры, спорта и здоровья Виктора Боченкова все же есть…

Его маршруту позавидовал бы главный знаток Кавказских гор Михаил Юрьевич Лермонтов: Краснодар, Майкоп, аулы Хатажукай и Кабехабль, Армавир, Черкесск, станицы Зеленчукская и Сторожевая-2, Чегем, Пятигорск, Ессентуки. Лиловые отроги древних гор под белоснежными шапками нетающих снегов, кажется, протянешь руку и прикоснешься к вечности – все-таки Виктор романтик. Чтобы творить, ему время от времени нужны острые ощущения, переполняющие грудь, и не дающие дышать впечатления. Но больше всех круч, снегов и ледников поразили Боченкова его героини: учитель начальных классов из Адыгеи Фатима Шаова, историк из Кабардино-Балкарии Джаннета Кулиева, литератор из военного городка в Карачаево-Черкесии Наталья Махниборода и словесник из Ставрополья Ольга Сердюкова. Четыре женщины, четыре судьбы. Журналист – он приехал и уехал, а они остаются, потому что там их дом, с рождения или по воле обстоятельств – теперь уже не важно. А раз есть взрослые, значит, будут и дети, которых должен ведь кто-то учить. И они учат, и делают это блестяще. У каждой своя педагогическая философия, свой взгляд на предмет и на глобальные проблемы образования. Но главное – у каждой свое лицо и те уникальные профессиональные интонации, что выделяют их в огромной толпе, возносят над ней и делают неуязвимыми. Вот он, ответ на вопрос, зачем «УГ» вообще понадобился этот «грандиозный замысел» – галерея педагогических портретов лучших учителей страны. Зачем Виктор Боченков исколесил весь Кавказ, а наш собкор в Омске Наталья Яковлева объездила множество сибирских сел и городов? Зачем Михаил Бондарев добрался почти до самого Белого моря, до таинственного Северодвинска, еще недавно закрытого царства подводных лодок? Что делала Татьяна Ефлаева в Мурманске, столице Кольского полуострова, а Надежда Тумова – в астраханских степях? А сколько еще дорог не пройдено – Забайкалье и Приморье, Приамурье, Сахалин, Якутия и Камчатка. Ради чего? А все ведь так просто. Нам сегодня очень не хватает героев: кажется, вокруг одни воры, убийцы и оборотни. В лучшем случае мученики. Мы все время кого-то разоблачаем, порицаем или жалеем. И никем не восхищаемся. Никого не любим. А без любви чахнет сердце, засыхает, скукоживается. И вот уже мы – вроде как и не совсем мы. А ведь они, герои, рядом. Нужно только обернуться и внимательно приглядеться. Учителя года – они ведь не просто победители профессионального конкурса, они – личности. Кто-то сочтет их идеалистами. Пусть. Мир, состоящий из одних лишь прагматиков, – какая тоска. Все великие открытия, двигавшие нашу землю вперед, совершались романтиками.

Номер «УГ», который вы сейчас держите в руках, – еще один зал нашей галереи. К счастью, далеко не последний. Приглядитесь повнимательнее. Может, в этих портретах вы узнаете и себя?..

Анна ХРУСТАЛЕВА, специальный корреспондент «УГ»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте