Граф Дмитрий Андреевич Толстой
Окончил курс Царскосельского лицея. Работал в Министерстве внутренних дел. В 1861 году управлял Департаментом народного просвещения, а затем был назначен сенатором. В 1865 году назначен обер-прокурором Священного Синода, а в 1866-м – министром народного просвещения. Он занимал оба этих поста до 1880 года, когда был назначен членом Государственного совета. В 1882 году он занял пост министра внутренних дел и шефа жандармов и оставался на этом посту до самой смерти. В качестве министра народного просвещения граф Толстой провел реформу среднего образования, заключавшуюся в усилении преподавания латинского и греческого языков в гимназии, причем только воспитанникам классической гимназии было предоставлено право поступать в университет. В 1869 году при Толстом учреждены должности инспекторов народных училищ.
Андрей Александрович Сабуров
Окончил Александровский лицей. В 1875 году был назначен попечителем Дерптского (Юрьевского) учебного округа. С апреля 1880-го по март 1881 года управлял Министерством просвещения, затем заседал в сенате. В 1899 году назначен членом Государственного совета.
Барон Александр Павлович Николаи
Выпускник Царскосельского лицея. Должности министра народного просвещения предшествовали должности попечителей Кавказского и Киевского учебных округов, товарища министра, члена Государственного совета. Наивысший пост в сфере просвещения занимал недолго – всего год ( с марта 1881 по март 1882 г.). В это время официально были разрешены школы грамоты.
Граф Иван Давыдович Делянов
Окончил юридический факультет Московского университета. Был управляющим делами Секретного комитета о раскольниках и отступниках от православия. В 1858 году – попечитель Петербургского учебного округа, член Совета по делам печати, директор Императорской публичной библиотеки (1861-1882 гг.), товарищ министра народного просвещения (1866-1874 гг.). В 1882 году назначен министром народного просвещения. Делянов – инициатор закона о передаче церковно-приходских школ и школ грамотности в ведение Синода. Он провел крайне реакционный Циркуляр о “кухаркиных детях”, был одним из инициаторов устава, ограничившего автономию университетов. По распоряжению Делянова приняты Правила, регламентировавшие поведение студентов как в университете, так и за его пределами.
Николай Павлович Боголепов
Получил прекрасное образование в Московском университете. В начале своей педагогической карьеры он был преподавателем, затем – доцентом. В 1883 году в возрасте 37 лет Боголепов был избран ректором Московского университета. С декабря 1898 года по февраль 1901-го в чине тайного советника осуществлял деятельность на посту министра народного просвещения. При нем министерство занялось подготовкой реформы средней школы. Блестяще начавшаяся деятельность министра-реформатора была прервана выстрелом из револьвера бывшего студента Петра Карповича, который таким образом протестовал против действий министра, ответственного за отдачу в солдаты 183 киевских студентов. Н. Боголепов скончался через две недели после ранения.
Петр Семенович Ванновский
В конце марта 1901 года после трагического события с Боголеповым министром народного просвещения назначается 75-летний генерал-адъютант Петр Ванновский, являвшийся членом Государственного совета. Вся его предыдущая жизнь была связана с подготовкой военных кадров. Так же, как и многие его предшественники, он участвовал в военных баталиях, а кроме этого, осуществлял административную деятельность на посту военного министра. На первый план своей работы министром народного просвещения Ванновский выдвинул вопросы преобразования средних учебных заведений и университетов.
Григорий Эдуардович Зенгер
Тайный советник, член Петербургской академии наук. Окончил историко-филологический факультет Петербургского университета. С 1897 года – ректор Варшавского университета, с 1901-го – товарищ министра народного просвещения, а с 1903-го – министр. Под руководством Зенгера разработаны и внесены изменения в порядок приема учащихся в высшие учебные заведения, введены “Временные” правила о профессорском дисциплинарном суде. В 1903 году в порядке эксперимента в средних учебных заведениях было введено большое количество часов по классическим дисциплинам. Реформа среднего образования при Зенгере была лишь подготовлена, но не проведена.
Владимир Гаврилович Глазов
Генерал, окончил Академию Генштаба, участник русско-турецкой войны 1877-1878 гг. Увлекался рисованием. Сделанную им зарисовку во время военных действий использовал художник Верещагин для картины “На Шипке все спокойно”. В 1899-1901 гг. – начальник штаба Финляндского военного округа. В 1904 году вопреки собственному желанию назначен министром народного просвещения. При Глазове разрабатывались проекты Положений о женских курсах, подготовительных, частных, общественных и низших школах, женских учительских семинариях. В связи с началом революции 1905 года проекты не были осуществлены.
Граф Иван Иванович Толстой
Нумизмат и археолог. С ноября 1905 по апрель 1906 года – министр народного просвещения. Он был намерен предоставить широкую свободу общественной и частной инициативе в деле среднего образования. По вопросу о типах и учебных планах средней школы министерство заявило, что оно будет отстаивать принцип их подвижности, не стремясь к регламентации. Для каждого типа школы предлагалось установить лишь общий минимальный уровень образования. Для нерусского населения имелось в виду предоставить право преподавать на родном языке учащихся все предметы, кроме русского языка и литературы, истории и географии России.
Петр Михайлович фон Кауфман
Окончил с золотой медалью Александровский лицей. С 1898 года – сенатор. С 1906 по 1908 год – министр народного просвещения. При нем разработан и представлен в Государственную думу проект о введении всеобщего начального образования, увеличен кредит на народное образование, учреждено попечительство при народных училищах, упрощен порядок их открытия, разрешен прием девочек в городские училища вместе с мальчиками, разработан и внесен в Совет министров законопроект об улучшении пенсионного обеспечения народных учителей. Разрешено открывать частные учебные заведения для евреев, школы для старообрядцев и сектантов, детей старообрядцев разрешено принимать в учительские семинарии.
Комментарии