Александр Николаевич Шварц
Действительный тайный советник, член Государственного совета. После окончания классической гимназии с серебряной медалью в 16 лет поступил в Московский университет на историко-филологический факультет. Шварц – один из крупнейших ученых в области греческой филологии, археологии и истории искусств. Был попечителем Рижского, Варшавского и Московского учебных округов. С 1908 по 1910 год – министр народного просвещения в правительстве Столыпина.
Лев Аристидович Кассо
Крупный землевладелец Бессарабской губернии. Учился в Париже, Гейдельберге, Берлине. Юрист, автор работ по гражданскому праву. С 1895 года – профессор Харьковского, а с 1899-го – Московского университета. В 1908-1910 гг. – директор Императорского лицея. В феврале 1911 года назначен министром народного просвещения. На этом посту он проводил крайне жесткую политику по наведению в своем ведомстве дисциплины и порядка, подавлял студенческие волнения, запрещал студенческие союзы и собрания. В 1912 году уволил всех слушательниц Высших медицинских курсов в Петербурге, удалял прогрессивных профессоров, препятствовал открытию новых университетов, усилил внешкольный надзор за учениками. Такая политика вызвала протест общественности и резкую критику со стороны Государственной думы. Его министерство называли “министерством полицейского сыска”.
Граф Павел Николаевич Игнатьев
Окончил Киевский университет. В 1909 году – директор Департамента землеуправления и землеустройства. В 1915-1916 гг. – министр просвещения. В интересах промышленно-аграрного развития страны он пытался провести реформу средней школы, расширить техническое и сельскохозяйственное образование, ввести всеобщее начальное обучение. Эти проекты правительства были отвергнуты, и Игнатьев был вынужден уйти в отставку. После Октябрьской революции эмигрировал.
Николай Константинович Кульчицкий
Окончил медицинский факультет Харьковского университета. В 1914-1916 гг. – попечитель Петербургского учебного округа. В 1916 году назначен сенатором. В декабре 1916 года стал министром народного просвещения в последнем царском правительстве премьер-министра князя Голицына. Вступая в должность, Кульчицкий заявил, что не станет ломать того, что было сделано его предшественниками. Деятельность начал с распоряжения всем чиновникам своего ведомства являться на службу в форменной одежде.
Александр Аполлонович Мануйлов
С 1908 года – ректор Московского государственного университета, член Госсовета. После февральской революции 1917 года Мануйлов вошел в состав Временного правительства князя Львова в качестве министра народного просвещения и ушел в отставку в июле того же года. Он проявлял заботу о скорейшем возобновлении занятий в учебных заведениях, прерванных в связи с отречением царя. Он наметил множество мероприятий, в частности подготовил циркуляр о реформе русского правописания, однако реализованы они не были.
Сергей Федорович Ольденбург
Востоковед, депутат Государственной думы, член Госсовета. Пробыл на посту министра просвещения два месяца – с июля по сентябрь 1917 года. Ольденбургом были представлены на утверждение правительства проекты о создании Тбилисского политехнического института, университетов в Перми, Ростове-на-Дону, Иркутске. Был членом Чрезвычайной следственной комиссии по расследованию противозаконных действий министров и других должностных лиц царского режима.
Сергей Сергеевич Салазкин
Выпускник физико-математического факультета Петербургского университета и медицинского факультета Университета св. Владимира в Киеве, доктор медицинских наук. В августе 1917 года назначен уполномоченным Министерства земледелия по заготовке хлеба в Поволжье, зам. министра продовольствия. В сентябре становится министром народного просвещения. Поддерживал автономию высших и средних учебных заведений, выступал за бесплатное обучение в низшей и средней школах. В ночь на 26 октября был арестован в Зимнем дворце и отправлен в Петропавловскую крепость, но вскоре вышел на свободу.
Анатолий Васильевич Луначарский
Будучи председателем Наркомпроса, Луначарский принимается за разработку концепции социалистической системы народного образования. В 1917 году его назначают министром просвещения, и вскоре выходит его концепция – “Основные принципы единой трудовой школы”. Она заключались в том, что новая школа должна быть только бесплатной на всех ступенях и доступной, но единой и трудовой. Идеи Луначарского осуществлялись, пока он был на посту министра, до 1929 года.
Андрей Сергеевич Бубнов
В 1904-1908 гг. учился в Московском сельскохозяйственном институте и был исключен за революционную деятельность. В октябре 1917 года – член Политбюро ЦК РСДРП(б) и Петроградского ВРК (военно-революционный комитет). В 1924-1929 гг. – начальник политуправления Красной Армии и член Реввоенсовета СССР. В 1929-1937 гг. – нарком просвещения. Деятельность Бубнова в наркомате была прервана 13 октября 1937 года указом, подписанным М.И.Калининым: “Снять с поста народного комиссара просвещения тов. Бубнова как не справившегося со своей задачей”. 1 августа 1938 года Бубнов был приговорен Военной коллегией Верховного суда СССР к расстрелу и в тот же день убит.
Петр Андреевич Тюркин
С 1922 года – заведующий Самарским губернским отделом народного образования. В Самарской губернии он организовал борьбу с детской беспризорностью. С 1937-го по 1940 год – народный комиссар просвещения РСФСР. Во время Великой Отечественной войны участвовал в обороне Ленинграда. Генерал-майор. Тюркин был арестован 19 ноября 1949 года по так называемому ленинградскому делу и умер при невыясненных обстоятельствах в Бутырской тюрьме.
Владимир Петрович Потемкин
Доктор исторических наук, профессор, выпускник историко-филологического факультета МГУ. С 1940-го по 1946 год – нарком просвещения РСФСР. 14 декабря 1942 года. Он стал первым президентом Академии педагогических наук РСФСР, созданной в годы Великой Отечественной войны. Под его руководством разрабатывались теория и история педагогики, методика преподавания.
Комментарии