Что ни говори, а я люблю Аркадия Гайдара и берегу трехтомник его произведений, зачитанных в детстве, перечитанных дочери, а потом и внуку. И среди любимых – «Тимур и его команда». Дело не только в тайне писательского мастерства. Почему так полюбилась эта книга миллионам советских детей? Потому что ее герои были пионерами, как и мы все? Скажу так: нет, не поэтому. А потому, что команда Тимура возникла не по команде (извините за каламбур). Не учитель и не пионервожатая предложили ребятам идею – делать добрые дела. Ребята придумали это сами. Гайдар, думаю, осознанно подсказал нам нетривиальный путь к организации детского движения – через детскую инициативу.
Потом было и организованное тимуровское движение по всей стране, но как-то спорадически, не везде и временами, а главное – по инициативе и под контролем взрослых, педагогов, воспитателей и комсомольских вожатых, порой просто назначавших детей «в тимуровцев». С прекращением существования пионерской организации угасло и тимуровское движение.А извечное желание детей участвовать в добрых делах? Разве оно исчезло? Разве наши дети хуже прежних? Да не может быть. Московские дети не только ходят в школу или кружки по интересам. Они, оказывается, занимаются живыми общественными делами, которые находят себе сами. Названия их объединений самые разные, порой неожиданные: «Следопыты», «Проект 3D. Думай! Действуй! Достигай!», «Первая ласточка», «Включайся», «Драйв». Скажем, в московское объединение «Содружество» входит 456 первичных общественных организаций с разными названиями. Оно строится на принципах самоуправления. Ребята берутся за серьезные дела, взаимодействуют на паритетных началах с представителями власти, бизнеса, общества.Об этом я узнала на форуме «Ответственный выбор-2014», на котором собрались взрослые участники – руководители и лидеры – детских объединений. Участники совещания рассказывали об объединениях, которые они представляли, и слушать их выступления было очень интересно. Во-первых, в предмете разговора было много новизны, а во-вторых, разговор был откровенный – обсуждались многие нерешенные проблемы.Собравшиеся пытались осознать свою новую миссию – роль взрослых в детских объединениях. Эти роли им достались не по назначению, не по приказу. Люди неравнодушные, обеспокоенные, им небезразлично, какими гражданами станут нынешние мальчики и девочки. Многие из них приехали на форум на собственные деньги, побуждаемые единственным желанием – помочь детям решать сообща важные для них и общества социальные задачи. По мере знакомства с ними начинаешь понимать, что это настоящие подвижники, которых обыватели нередко называют чудаками, странными. Среди них незаменимый талантливый руководитель форума Андрей Малиновский, вдохновитель захватывающих идей эксперт Тамара Трухачева, давний исследователь детского движения профессор Костромского университета им. Н.А.Некрасова Анатолий Кирпичник, модераторы Александр Щербина, Надежда Царева и другие.Среди этих подвижников не только педагоги, вернее, чаще всего не педагоги, а представители самых разных профессий, для которых воспитание детей не является профессией, но общение с ними на равных составляет их философию и их деятельность, которую они осуществляют в партнерстве с детьми, считая их реальной силой, и с которой они вместе добиваются решения многих социально значимых проблем, выбранных сообща. Они такие же, как и школьники, участники движения. Равноправные партнеры.Елена Сухушина из Томска сообщила, что в их области создан Союз детских организаций «Чудо». В нем насчитывается более двадцати тысяч детей и взрослых. Их партнеры – Томская областная Дума, Департамент по молодежной политике, Департамент образования и… Информационный центр по атомной энергии.Анна Лазарева, эксперт из Ставрополя, представила свою многочисленную организацию. Она состоит из нескольких направлений. Появилась в самом начале 90-х годов, инициаторами были родители. Сначала возникли детские казачьи объединения, а также интернациональные. В ту пору был всплеск национального самосознания, а в Ставропольском крае живут представители десятков национальностей. Они хотели бы передать детям свою культуру, традиции, опыт предшествующих поколений. Популярно у ребят экологическое движение, есть поисковые отряды, отряды экологов, юных пожарных, миротворцев, Клуб межнационального общения.Ставропольская организация управляется советом, который состоит из двух «палат»: «палата взрослых» и «палата детей». «Взрослая палата», как и положено в демократическом обществе, формируется на отчетно-выборных собраниях, которые бывают раз в три года. «Детская палата», в которой неизбежна «текучесть кадров», ежегодно набирается из наиболее активных ребят в отрядах.И во время совещаний, и в перерывах участники вступали друг с другом в диалоги, делились опытом, обсуждали проблемы, которые еще предстояло решать. В их числе – растущая массовость движения, недостаточное внимание к нему со стороны общества, власти, бизнеса. Да и сами взрослые, попав в деятельную детскую среду, порой не знают, как действовать наилучшим образом.Поэтому с особым вниманием участники форума прослушали небольшую лекцию, в ходе которой профессор Костромского университета, исследователь детского движения еще с пионерских времен Анатолий Кирпичник ответил на многие вопросы, волновавшие слушателей. Он как бы подвел итог, что было сделано по развитию детского движения за последние 20 лет:- Тем детям, которым в начале 90-х было десять лет, теперь за тридцать. Сегодня они составляют почти треть взрослого населения России. Они уже не знают, что такое массовая детская организация. По существу, у нас проходит эксперимент, в ходе которого можно получить ответ на вопрос: может ли страна прожить без детского движения того времени – пионерской организации? Правда, ветераны пытались возродить ее, но у них ничего не получилось. Сейчас, по прошествии трех десятилетий, практически никто и не сожалеет, что ее нет. Все дело в идеологической заданности, зашоренности, руководстве сверху. Детское движение было вписано в ту государственную систему, в тот политический строй, который тогда существовал. По-своему она была эффективной, на нее обращали внимание и партия, и комсомол.Сегодня страна живет в иных условиях. Но без детского движения страна жить не может. Это движение возникает исходя из потребности самих детей в социализации, общественной деятельности. К организации движения необходим принципиально новый подход. В его основании лежит признание основными действующими лицами в детском движении самих детей. Признание не декларативное, с которым мы сталкивались очень часто раньше и которым продолжаем грешить и сегодня. У взрослых все еще преобладает такой взгляд: уверенность, что ребенок, вступивший в организацию, нуждается в воспитании – формировании патриотизма, нравственности, силы воли, ответственности и т. д. Якобы именно для этого и нужно управляемое детское движение, каким и была пионерская организация. Как относиться к этому сегодня? Необходимо признание по существу, когда в основе детского общественного движения лежит не инициатива взрослых, а активность детей.Какие проблемы нужно решать в первую очередь? Во-первых, детские объединения до сих пор рассматриваются как объект воспитания. Сегодня складываются новые отношения между общественными и государственными организациями, а также между людьми. Сегодняшние детские объединения нужно рассматривать как равноправных партнеров в этих общественных отношениях. В стране сегодня появились и действуют множество детских объединений, и это надо признать как новую реальность. Сегодня система детского объединения – составная часть гражданского общества.Детское объединение – самостоятельная общественная организация, она вправе претендовать на государственную поддержку. Ее нельзя подчинять школе, даже если она располагается в ее помещении. Ребята, его члены, могут высказывать свое мнение, независимо от того, как к нему отнесутся учителя. Они сами выбирают для себя ту деятельность и те проекты, которые сочтут нужными.Взрослый в системе взаимодействия – это уполномоченное лицо, он получает от детей право на лидерский статус. Далеко не каждый взрослый получает это право, не каждого ребята признают своим лидером. Они хотят, чтобы это был свой человек, не командир и не руководитель, а товарищ и партнер. Тот, кто становится лидером, получает от детей право вести их за собой. Лидеры, которых выбирают дети (а не назначат сверху, как было раньше), подотчетны только им, а не директору школы, не Департаменту образования. Тем, кто их избрал. Они координаторы, организаторы деятельности детей, а не управляющие.На форуме многие говорили о создании сообщества организаторов детского движения. Все-таки именно взрослым, лидерам детей, нужно чаще встречаться друг с другом, обмениваться опытом, делиться находками, решать большие проблемы. Нужно объединяться. И тут нужна организация – это может быть лига взрослых со своим уставом.Как отмечали многие выступавшие на форуме, детские организации значительно отличаются от кружков и секций в дополнительном образовании. У них совсем другие функции. Ребята здесь участвуют в организации собственной жизни. Они готовятся жить в гражданском обществе, начиная приобретать опыт еще в детские годы, а взрослея, они сами будут создавать его. Эта задача – формирование гражданского общества – не под силу ни одному государственному институту. Основные проблемы, предложенные форуму, были обсуждены, и намечены пути их решения, что нашло отражение в документах форума. И это очень важно, потому что, как писала в своем приветствии форуму заместитель председателя Госдумы Людмила Швецова: «Только объединение усилий даст необходимый эффект в обеспечении участия детей в реализации Национальной стратегии действий в интересах детей. Только отлаженное взаимодействие взрослых позволит детскому движению обрести свою нишу в жизни современного общества и государства».Кострома
Комментарии