Организуя сбор мнений педагогов для этого обзора, я вначале преследовала узкую цель. Хотелось узнать, повысилась ли в наступившем учебном году заработная плата учителей. Регион у нас дотационный, то есть среднестатистический. При сборе мнений, однако, выяснился любопытный факт. В одном регионе при одинаковом стаже, равных регалиях и нагрузке учителя порой получают разную зарплату. От чего же это зависит?
Версия первая. От элитарности учебного заведения? Послушаем ответы учителей. (Для удобства педагоги будут называть «чистые» суммы своих зарплат, то есть деньги, которые они получают на руки после всех налоговых выплат. А чтобы не подставлять респондентов, их имена изменены.)
Наталья, стаж 25 лет, Великий Новгород:
– Я давно работаю в элитной школе. Зарплата по сравнению с прошлым годом осталась примерно такой же. У меня уменьшилась нагрузка, но с учетом новой федеральной выплаты за классное руководство в 5 тысяч рублей я в итоге получаю так же. Кружков и секций не веду. У меня высшая категория. Нагрузка 22 часа в неделю. Зарплата около 29 тысяч рублей.
Ольга, стаж 23 года, Великий Новгород:
– Работаю в обычной школе. В этом году моя зарплата стала больше благодаря федеральной выплате в 5 тысяч рублей за классное руководство. Нагрузка 29 часов в неделю. Внеурочная деятельность составляет два часа, она входит в эту нагрузку и оплачивается на уровне уроков. Категория у меня первая. Все удивляются, почему только первая, ведь и стаж большой, и работаю я всегда творчески. Раньше была высшая категория, но в этой школе, куда я недавно перешла, увы, мне высокие результаты не показать – такой уж здесь контингент учеников. Думаю, это несправедливо, что в элитных школах учителя получают больше. Ведь трудимся мы одинаково, а в простой школе преподаватель вынужден даже больше сил вкладывать в учеников. Разговоры о том, что, мол, нужно учитывать не самые высокие результаты, а сравнивать победу ребенка над самим собой, вести учет динамики его личных достижений, – это только разговоры. На деле происходит так. Существует рейтинг школ в городе и области.
Какая школа показывает самые высокие баллы на экзаменах, олимпиадах, та и получает больше в свой фонд стимулирующих выплат. Кроме того, в элитные школы автоматически поступают одаренные дети, привлеченные статусом учебного заведения. Учителю в элитной школе остается только поддержать такого ученика. Получается, победа одаренного учащегося на олимпиаде или конкурсе – заслуга в большей степени самого ребенка, чем его учителя. Вы просили в итоге назвать цифру моей зарплаты. Так вот, я получаю 25 с половиной тысяч рублей.
Версия вторая. От регалий преподавателя? На этот вопрос ответили три заслуженных учителя РФ с высшей категорией.
Александр, стаж 40 лет, Новгородская область, село:
– Моя зарплата осталась примерно на прежнем уровне. Нагрузка уменьшилась на 2 часа и составила 32 часа в неделю, включая 4 часа внеурочных занятий. Классным руководителем я не являюсь, поэтому ни федеральной, ни региональной доплаты в общем размере около 6 тысяч не получаю. В мой расчетный листок входят такие графы, как «Заведование кабинетом – 400 рублей», «Ведение электронного дневника – 2121 рубль», «Проверка тетрадей – 1296 рублей», «Надбавка за стаж – 1316,64 рубля», «Увеличение объема работы – 1600 рублей». Думаю, что последняя сумма за совместное обучение учащихся VIII вида и общеобразовательных классов. Но, может быть, эта работа относится к другой графе – «Повышающий коэффициент – 5303,77 рубля». Меня в школе стараются не обижать, потому что я веду несколько предметов, по которым учителей на селе не хватает. Руководство выдает премии. Вот и набегает приличная сумма. Размер моей зарплаты около 40 тысяч рублей.
Мария, стаж 40 лет, Великий Новгород:
– Моя зарплата в этом году стала меньше. Хотя при этом добавилась пятитысячная выплата из федерального бюджета за классное руководство. У меня 27 часов нагрузки. Почему зарплата уменьшилась, не знаю. Может, потому что у нас в школе перестали в этом году выдавать выплаты из стимулирующего фонда. Баллы за личные достижения совершенно перестали считать, не заплатили ни копейки. В нашей школе балл стоил в прошлом году 100 рублей. Хотя, с другой стороны, коллега из сельской школы говорит, что у них один балл стоит 5 рублей. И при этом она получает гораздо больше меня. В общем, ничего не понимаю. Моя зарплата 25 тысяч рублей.
Елена, стаж 8 лет, Новгородская область, районный центр:
– Моя нагрузка 31 час. Зарплата стала выше по сравнению с прошлым годом, в том числе благодаря выплате в 5000 рублей за классное руководство. В моем расчетном листке есть графы «Оплата по окладу – 12000 рублей», «За выслугу лет – 3500 рублей», «За высшее образование – 1200 рублей», «За категорию – 5000 рублей», «За звание «Заслуженный учитель» – 1200 рублей», «Стимулирующие выплаты – 2335 рублей», «Проверка тетрадей – 4700 рублей», «Заведование кабинетом – 583 рубля». Сумма моей зарплаты 41 тысяча рублей.
Версия третья. От расположения школы? Дадим слово сельским и городским учителям.
Ксения, стаж 3 года, Великий Новгород:
– Моя нагрузка 22 часа. Классного руководства нет, соответственно, выплат за него тоже. Директор мне доплачивает какую-то сумму в течение этого года как молодому специалисту, но в следующем году этого уже не будет. Моя зарплата 22 тысячи рублей.
Светлана, стаж 32 года, Новгородская область, село:
– Моя нагрузка 24 часа. Из них 3 часа отводятся на элективные курсы подготовки к ОГЭ и ЕГЭ. С выплатами за классное руководство зарплата в этом году стала больше. У меня высшая категория. За классное руководство кроме пятитысячной выплаты из федерального бюджета из местного бюджета полагается выплата в полторы тысячи рублей. Но у меня в классе меньше 15 человек, поэтому платят всего тысячу. Дополнительные выплаты есть за совместную работу с сельским музеем. Кружков не веду. Я работаю в смешанных классах с детьми, обучающимися по адаптированной и общеобразовательной программам. В моем расчетном листке есть такие графы, как «Тарификация – 17838 рублей», «За интенсивность – 2960 рублей», «Повышающий коэффициент – 1783 рубля», «Стаж – 1019 рублей», «Заведование кабинетом – 400 рублей», «Увеличение объема работы – 1200 рублей», «Премия – 4000 рублей». Вы спрашиваете, где здесь отражена доплата за смешанный класс. Не знаю, честно говоря. Может быть, это графа «Доплата за интенсивность», а может, «Повышающий коэффициент». Моя заработная плата 33 тысячи рублей.
Подведем цифровые итоги.
Рейтинг участников опроса по размеру зарплаты
Елена, заслуженный учитель РФ, высшая категория, стаж 8 лет, нагрузка 31 час, классное руководство, районная школа, – 41000 рублей.
Александр, заслуженный учитель РФ, высшая категория, стаж 40 лет, нагрузка 32 часа, без классного руководства, сельская школа, – 40000 рублей.
Светлана, стаж 32 года, высшая категория, нагрузка 24 часа, классное руководство, сельская школа, – 33000 рублей.
Наталья, стаж 25 лет, высшая категория, нагрузка 22 часа, классное руководство, элитная школа, – 29000 рублей.
Ольга, стаж 23 года, первая категория, нагрузка 29 часов, классное руководство, городская школа, – 25500 рублей.
Мария, заслуженный учитель РФ, высшая категория, стаж 40 лет, нагрузка 27 часов, классное руководство, городская школа, – 25000 рублей.
Ксения, стаж 3 года, молодой специалист, нагрузка 22 часа, без классного руководства, городская школа, – 22000 рублей.
На первый взгляд итоги кажутся логичными. Два заслуженных учителя РФ попали на верхушку рейтинга. Но не вполне понятно, почему их третий коллега занимает предпоследнее место с небольшой разницей в нагрузке с ними.
Возникают и другие вопросы. Почему надбавка за 40‑летний стаж у Александра 1316,64 рубля, а Елена с 8‑летним стажем получает за выслугу лет 3500 рублей? Почему Александр и Светлана получают за заведование кабинетом по 400 рублей, а Елена – 583 рубля? Ведь если суммы за проверку тетрадей еще можно признать требующими варьирования, то работа по заведованию кабинетом у педагогов практически одинаковая.
Самый главный вывод, сделанный мною после данного опроса, – педагоги зачастую просто не знают, за что им начисляют зарплату. Многие откровенно в этом признаются. И немудрено, в разных районах расчетные листки педагогов почему-то выглядят по-разному, имеют неодинаковые графы.
Можно, конечно, заглянуть в Интернет. Попробуем узнать, например, ответ на вопрос Александра и Светланы, в какой графе расчетного листка у них может быть сумма за совместное обучение учащихся по программе VIII вида и общеобразовательных классов?
Но… Точный ответ найти, увы, не представляется возможным. Версия Александра – «Повышающий коэффициент». Интернет выдаст нам, что «повышающий коэффициент применяется либо за почетные звания, либо за работу в коррекционных классах в том числе». Так как Александр имеет почетное звание, то ему остается только гадать в поисках ответа на данный вопрос…
Но почему, собственно, педагоги гадают по расчетным листкам? Да потому что бухгалтеров в школах нет. А расчетные листки приходят из централизованных бухгалтерий. Каждый ли учитель поедет туда или станет звонить? В своей же школе педагогу раскрыть подробности начисления зарплаты никто толком не способен. Или… для иной недобросовестной администрации школы это может стать поводом, чтобы кому-то зарплату начислить побольше, а кому-то урезать, например, за счет стимулирующих выплат и премий.
P.S. Словно подтверждая этот вывод, одна из участниц опроса сообщила «Учительской газете» следующую информацию: «Расчетные листки нам выдали только за сентябрь и октябрь. Ранее более полугода нам их не выдавали. Причина точная неизвестна, вроде как бухгалтерия не присылала…»
Светлана ПОТАПОВА, Новгородская область
Комментарии