– Марина Юрьевна, каким был ваш путь в психологию?
– По своей первой специальности я инженер. Занималась администра тивной деятельностью. Попытка разрешить свои проблемы была закамуфлирована попыткой разрешить чужие. В психологии есть понятие – кризис среднего возраста. Это период жизни, когда у человека меняются установки, мировосприятие и т.п. Я решила сменить профессию. Для этого поступила в Высшую школу психологии при Институте психологии РАН.
– Что было дальше?
– Я занималась частной практикой. Ну а затем при поддержке дирекции института открыла службу «Антикризис».
– Не могли бы вы очертить круг проблем, с которыми к вам обращаются клиенты…
– Я как-то попыталась классифицировать основные группы запросов, и получилась следующая картина. Обращаются люди, столкнувши еся с проблемой наркомании (сами наркоманы или их родственники). Обращаются родители по поводу возникших проблем с детьми, а также по вопросам межличностных отношений в семье. Помимо этого, обращаются одинокие люди и те, кто «увяз» в собственных внутренних конфликтах. Отдельную группу составляют люди, пережившие насилие – моральное и физическое. Вышеперечисленные группы являются доминирующими в общем потоке ситуаций.
– В чем специфика телефонно го консультирования?
– В том, что работает только вербальный канал. Ты не видишь своего клиента, а он не видит тебя. Для клиента это очень удобно. В этой ситуации человек предельно откровенен, ему не нужно создавать какой-то образ, играть какую-то роль, что частенько бывает при очном общении. Для работы психолога это большой плюс. Ну а минус то, что ты все-таки не видишь клиента.
– Насколько психолог, занимающийся консультированием, должен быть благополучен в собственной жизни?
– Для того чтобы объективно подходить к ситуации клиента, у самого психолога должны быть разрешены (отработаны) внутренние конфликты. Вот лишь один пример. Позвонила женщина, у которой умер ребенок. Его долгое время пытались спасти, но не удалось. Психологу, которая помогала женщине справиться с постигшим горем, в итоге самой потребовалась экстренная помощь, ибо консультант в своей жизни столкнулась с аналогичной ситуацией (болезнь собственного ребенка, страх его смерти). И эта ситуация самим консультантом не была до конца проанализирована и пережита. В данном случае звонок клиента обострил глубинную внутреннюю проблему психолога.
– Каким образом психолог-кон сультант освобождается от негативной информации, накапливае мой в процессе работы?
– Если говорить об «Антикризи се», то каждый сотрудник имеет своего личного психолога (естественно, не входящего в штат), который при необходимости работает с ним.
– Задача консультанта состоит в том, чтобы дать клиенту конкретный совет в той или иной ситуации?
– Ни в коем случае. Никаких советов психолог не дает. Поймите, у вас – своя жизнь, а у меня – своя, и вмешиваться в вашу жизнь я не имею права. Смысл консультирования в том, чтобы клиент сам осознал свою проблему и сам нашел ее решение. А наша задача – в этом ему помочь. Совет может быть лишь в одном случае. Если я чувствую, что клиент психически нездоров, то я могу посоветовать ему обратиться к врачу-психиатру.
– Несмотря на то, что психологическое консультирование постепенно входит в нашу жизнь, основная масса людей не идет со своими проблемами к психологу…
– В западной культуре человек всегда ощущал свою значимость. Для него было важно все то, что с ним происходит. Мы десятилетиями жили и воспитывались в тоталитар ном обществе, где человек воспринимался как «винтик» в государственной машине. Вопрос «что важнее – личность или государство» даже не обсуждался. «Конечно, государство», – внушали нам. И лишь с наступлением хрущевской «оттепели» общество стало прислушивать ся к отдельно взятой личности. Оказалось, что каждый человек индивидуален и имеет право на собственные переживания и проблемы. Ну а куда, к кому идти с проблемами, человек не знал. Место психолога занимала близкая подруга или друг, а порой человек просто заглушал свои проблемы алкоголем. Да, если человек верующий, он мог пойти в церковь, к священнику. Но это были единичные случаи. С началом перестройки в стране начала развертываться целая сеть различных психологических служб, в которых работали специалисты. Однако в сознании обывателя психолог ассоцииро вался с психиатром. А что такое в прошлом наша карательная психиатрия, думаю, известно всем. Поэтому, не очень представляя себе работу психолога и тот результат, который может быть достигнут, многие люди идут со своими проблемами к экстрасенсам, магам, гадалкам, «волшебникам». Но эти «специали сты», предлагающие снять «порчу и сглаз», вернуть любимого, разбогатеть и т.п., попросту манипулируют человеком, полностью освобождая его от ответственности за свои решения. А объект манипуляции (т.е. клиент) попадает в зависимость от манипулятора, что позволяет последнему, зачастую откровенно, «выкачивать» из него деньги. Нужно четко понимать – кто-то за тебя твою проблему не решит. Это аксиома.
– «Сильный человек разрешает свои проблемы сам…» Наверное, вы как психолог сталкивались с подобной точкой зрения?
– Да, действительно бытует мнение, что свои проблемы человек должен разрешать сам, и обращение к психологу свидетельствует о слабости или неуверенности в себе. Это заблуждение. За демонстраци ей подобной позиции порой кроется собственный страх показаться слабым в глазах окружающих. К нам же зачастую обращаются именно сильные личности, которые отнюдь не перекладывают решение своей проблемы на другого человека, а ищут совместно с психологом более эффективный способ ее разрешения.
– Сейчас в моде психологичес кие тесты. Неужели тест может определить, быть ли человеку, допустим, пекарем или программистом?..
– Отчасти да. Тест дает возможность определить психологический тип личности и соответственно круг профессий, в которых тестируемый может достигнуть успеха.
– Тем не менее большинство людей выбирают профессию по рекомендации родителей или географическому признаку (институт близко от дома), или «за компанию» и т.п.
– Да, конечно. И зачастую, если профессия по крайней мере не вызывает антипатии, человек продолжает работать по специальности. Но бывает так, что, получив профессию и проработав какое-то время, человек ощущает неудовлетворенность от своей работы. И здесь очень важно понять: что ты хочешь – не что умеешь, а именно хочешь. Если ты это понял, учись, переквалифици руйся. Ничего страшного в смене профессии нет.
– Существует точка зрения, согласно которой родители программируют карьеру своего ребенка…
– Да, это так. Хотя эту проблему можно рассматривать в разных ракурсах. Я приведу лишь один пример. У психологов существует термин – «выученная беспомощность». Корни этого состояния взрослого человека кроются в определенной модели семейного воспитания, когда ребенку четко обозначили его «личностное пространство», и выход за это пространство не только не приветствуется, а зачастую и наказывается. «Инициатива наказуема», – считают в подобных семьях. В этой ситуации формируется зависимый, инфантильный, не умеющий брать ответственность на себя человек. Такой работник привыкает получать определенное вознаграждение за выполнение строго определенных обязанностей. И когда государство, начальник и т.п. перестают обеспечивать некий минимум, он теряется. А есть другая модель семейного воспитания, в которой активность ребенка, проявления самостоятель ности поощряются. Будучи взрослым, такой человек способен действовать и принимать решения даже в кризисных ситуациях.
– Что же должны делать родители для того, чтобы их ребенок в будущем был профессионально успешен?
– Подкреплять уверенность в собственных силах. Поощрять познавательную активность. Очень хорошо, если у ребенка есть возможность попробовать себя в разных видах деятельности. Нет ничего страшного в том, что ваш ребенок какое-то время занимался, допустим, музыкой, а затем увлекся фигурным катанием. Если эти занятия были в радость, то можно не сомневаться в их положительном влиянии на развитие личности ребенка. Не нужно навязывать свои ожидания в отношении его профессионального будущего. Из вас не получился пианист, и вы хотите видеть свое чадо музицирующим на сцене Большого зала консервато рии? Ну что ж, если ваши ожидания совпадают с желанием самого ребенка, – это прекрасно. Но если ребенок не хочет, а вы заставляете его это делать, и он это делает под вашим давлением, то вы попросту рискуете его профессиональным будущим. Самое главное – это безусловная родительская любовь, принятие ребенка таким, какой он есть.
– Марина Юрьевна, последний вопрос. Каким образом читатели нашей газеты могут связаться с вами и вашими коллегами?
– Очень просто. Достаточно дозвониться по телефону Центра «Антикризис» 8 (095) 283-51-60. Звоните, мы попытаемся решить вашу проблему вместе.
Комментарии