На сегодняшний день перед обществом стоит важная задача – сделать будущее достойным, великим. Оно должно быть не простым продолжением, а прогрессом. Сфера образования вносит в становление страны огромный вклад, так как воспитание молодежи – ответственный за развитие процесс.
Нельзя не отметить, что профессионализация обучающихся довольно консервативна. Динамика развития экономики требует обновления системы подготовки кадров, а также должностных обязанностей. Именно поэтому социальная трансформация – главный тренд современной системы образования.
Наряду с первоклассным материально-техническим оснащением, высокой квалификацией преподавателей и использованием последних технологических достижений важную роль играет обучение по опережающим программам.
Перспективные направления подготовки на выходе формируют молодых профессионалов, находящих себе достойное применение на рынке труда и во взрослой жизни.
Город успешно справляется с задачей – каждая образовательная организация системы среднего профессионального образования предоставляет услуги по профессиональному обучению школьникам – получение свидетельства о профессии рабочего, должности служащего установленного образца с присвоением разряда в рамках проекта «Профессиональное обучение без границ», а также помимо развития профессиональных навыков занимается воспитанием и социализацией молодежи.
На замену привычной модели soft и hard skills приходят новые навыки, которые нужны для выполнения задач, отличных от рутинных физических и интеллектуальных: специализированные (например, знание определенного программного продукта, освоение любого вида спорта), кроссконтекстные (такие как навык командной работы, быстрого чтения) и экзистенциальные (способность к обучению, сила воли и т. п.).
Синтез навыков новой модели называют future skills, которые направлены на опережающую подготовку кадров.
Программы и планы старого формата образования не вызывают интереса у школьников, а также не могут обеспечить подготовку специалиста, соответствующего требованиям современности. Необходим детальный анализ состояния рынка труда и запросов работодателей, собственной материальной базы, педагогических кадров и, конечно, содержания образовательных программ. Выход один – брать за основу опыт, проверенный и наработанный годами, и внедрять модули новой формации в имеющиеся методические разработки посредством включения модулей с современной информацией в структуру обучения.
Каждый колледж имеет свои особенности реализации направлений подготовки. Программа профессионального обучения в рамках проекта «Профессиональное обучение без границ» в Колледже современных технологий включает в себя 120 часов практических и теоретических занятий, разделенных на три модуля. Обращаясь к привычной для всех программе «Оператор электронно-вычислительных машин», можно проследить включение future skills в тематику занятий.
Помимо общего описания получаемой профессии, программных средств, правил технической эксплуатации, архитектуры устройств в программу включен модуль «Куратор информационной безопасности».
Информационные технологии – одна из наиболее быстро развивающихся сфер экономики. В середине XX века появились первые устройства обработки информации, именно тогда возникла потребность в операторах, обслуживающих их. Необходимо было знать физику, математику, радиоэлектронику. На данный момент требования к профессии включают в себя знание бухгалтерских и офисных программ, основ документоведения, а также навык быстрой печати, работы с офисной техникой и устранения поломок.
Будущее требует развития, каждой корпорации нужен сотрудник, предотвращающий утечки данных, возникающих по разным причинам – от халатности до злого умысла. Можно с уверенностью сказать, что скоро будут созданы автоматические системы искусственного интеллекта для предсказания действий пользователей.
Безусловно, каждая профессия требует особого внимания – анализа и доработки. На данный момент существует множество методических разработок, с опорой на которые можно вывести образовательные программы, а следовательно, и подготовку будущих специалистов на качественно новый уровень, отвечающий требованиям современного общества.
Людмила ШЕВЧЕНКО, педагог-организатор колледжа современных технологий имени Героя Советского Союза М.Ф.Панова
Комментарии