Футбол – доступный, популярный и предпочтительный среди детей, подростков и молодежи вид спорта. Интерес к этому демократическому виду спорта среди мальчиков был всегда, сегодня растет и среди девочек. Однако тренеры не спешат создавать девичьи команды.
Трудностей на пути энтузиастов немало:- боязнь физических травм (девочки слабее мальчиков);- незнание психологии девочки-подростка;- неодобрение родителей и части педагогов;- перегрузка спортсменок;- отсутствие во дворе школы стадиона (футбольного поля).Мы превратили риски в достоинства, ведь футбол дисциплинирует, ориентирует в пространстве, заставляет быть ответственным за свои действия, координирует, мотивирует – дает шанс состояться. Известно, что подростки зачастую не в ладу с собой, своим телом, недовольны внешностью, особенно девочки. Футбол – это гарантия от одиночества, возможность утвердить себя и авторитет своей личности. Закаливание тела и души позволяет девушкам осмысленнее и точнее делать свой выбор на дальнейших этапах жизни, в том числе и профессиональный.ПроблемаОтсутствие у подрастающего поколения, молодежи культуры ведения здорового образа жизни, общая некомпетентность в вопросах оздоровления привели к тому, что социально-нравственная и здоровьеформирующая функции спорта во многом остаются пока мало востребованными.Выявленные противоречия позволили сформулировать проблему: создание мотивационной среды на основе культивирования здорового образа жизни и приобщения к активным видам спорта (футболу).Цель: гармоничное развитие физической и социально-нравственной составляющих личности. ОбъектОбластью исследования являются личностные достижения, и мы наблюдаем рост личности ребенка (каждой девочки, в частности) в социуме взросления. Отсюда: метод изучения – субъект-субъектный, подход – ситуационно-личностный.Предмет Личность от социума неотделима. В нашем случае это среда футбольной команды, где взаимодействуют девочки из разных классов и где в процессе деятельности закладываются межличностные отношения игроков, формируется понятие «мы», вырабатывается командный дух, появляются нацеленность на результат и шанс для саморазвития и удовлетворенности качеством жизни.Задачи:1. Мотивировать потенциальную команду для группового обучения в рамках дополнительного образования.2. Моделировать нестандартные ситуации в учебно-тренировочных занятиях.3. Пропагандировать достижения спортсменок (стенды, стенные газеты; школьная газета «Экспресс «ЦО-2005», школьные ТВ-новости). 4. Использовать тьюторство, наставничество, нацеленные на успешность.5. Организовать мастер-классы с привлечением родителей, игроков взрослых футбольных команд.Рабочая гипотеза:1. Профессиональные знания, умения и навыки (компетентность) тренера.2. Гуманная направленность учебно-тренировочных занятий и соревнований всех уровней.3. Фактор коллективного духа как непременное условие успешной деятельности.4. Социальная адаптация детей (стирание граней между социальной и возрастной дифференциацией игроков и болельщиков).Основные темы в пространстве самообразования:- расширение и углубление психолого-физиологических знаний;- более детальное освоение гендерного подхода; – модификация учебно-тренировочных занятий; – контролируемый язык общения; – объем предлагаемых нагрузок на основе данных паспортов здоровья.Практическая значимостьДля ребенка:- реализация потребности «быть в кругу» (команде);- повышение уровня физической подготовки;- нахождение в контролируемой среде;- дети учатся планировать свое время;- спорт стал альтернативой улице;- возможность выбора в различных ситуациях и сферах спортивно-учебной деятельности;- повышение уровня уверенности в себе.Для родителей:- более грамотная и действенная забота о здоровье детей;- у отцов с дочерьми появился общий интерес. Для педагогов: – здоровье детей позволяет учиться без пропусков учебных занятий;- возросший уровень ответственности детей благоприятно воздействует на классный коллектив;- снизился уровень конфликтности, рабочая обстановка стала спокойной;- работники социально-педагогической службы отмечают общность интересов мальчиков и девочек; – повысился уровень информированности о спорте в целом.Для тренера:- рост знаниевого уровня социально-психологической подготовки;- рост уровня практической педагогики;- рост уровня физической подготовки.Для социума:- футбольная команда: сплоченность, общность интересов – основа для дружбы, толерантность как норма жизни;- класс, школа: гордость за своих товарищей (воспитанников), ориентир и вдохновляющий пример для других классов;- район, округ, город, страна: распространение инновационного опыта педагога.История реализации проекта2008-2009 Поддержание интереса, возникшего у ребят в ходе товарищеских матчей (Кабардинка, ЛТО «Солнечный», лето 2008 г.).Создание женской команды, начало тренировочного процесса (сентябрь 2008 г.).Включение женского футбола в программу школьной спартакиады (ноябрь 2008 г.).Первые соревнования команды девушек центра образования (январь 2009 г.).Первые победы, итог – III место в Северо-Западном округе (апрель 2009 г.).Летние сборы футболистов (Новомихайловское, ЛТО «Костер», лето 2009 г.).2009-2010Приобретение новой футбольной формы и спортивных костюмов (октябрь 2009 г.).Формирование палаты по физической культуре и спорту в рамках деятельности ученического само- и соуправления.Участие в IX Всероссийском Открытом конкурсе школьных изданий (ноябрь 2009 г.).Решение дать название команде – «Азбука» (ноябрь 2009 г.).Участие в соревнованиях по мини-футболу в СЗАО и ЮЗАО, результат – II и I место (ноябрь-декабрь 2009 г.).Спарринг-матчи с чемпионами округа и города – командой «Строгино» – среди любителей 1995, 1996 годов рождения (декабрь 2009 г. – февраль 2010 г.).Участие в общероссийском проекте «Мини-футбол в школу»: представляем Северо-Западный округ в г. Москве (февраль 2010 г.).Повышение квалификации: участие в семинаре по теме «Техническая подготовка юных футболисток», руководитель – Юрий Владимирович Быстрицкий, тренер женской сборной России по футболу в 1994-2008 гг. (февраль 2010 г.).2010-2011Участие в окружных соревнованиях по мини-футболу.Летние учебно-тренировочные сборы юных футболистов на территории Украины (лето 2010 г.).Проектная деятельность учащихся по спортивно-оздоровительной тематике в рамках подготовки к научно-практической конференции «Ломоносовские чтения» в школьной Малой академии наук и искусств (сентябрь-декабрь 2010 г.).2011-2012Шефство команды «Азбука» над начинающими футболистками ЦО №2005 (проведение тренировочных занятий и мастер-классов).Совершенствование мастерства с целью повышения футбольной квалификации команды.Критерии Физические параметры (здоровье юных спортсменок).Технические умения и навыки.Морально-этическая и социально-нравственная составляющие.Методы оценки:1. Данные диспансеризации учащихся.2. Анкетирование детей и родителей (социометрия).3. Интервью.4. Собеседование с девочками и их родителями.5. Индивидуальная оценка учителями и тренером на основании педагогических наблюдений.6. Сопоставление оценок (в начале деятельности и поэтапно).База проектаУчастники проекта – ученики (девочки) 6-9-х классов центра образования «Школа здоровья» №2005, увлекающиеся любительским видом спорта (футбол), количество – 15 человек.Научно-методическое обеспечение1. Вайн Х. Как научиться играть: Школа технического мастерства для молодых / Пер. с итал. – М. : Терра-Спорт, Олимпия Пресс, 2004.2. Годик М.А. Физическая подготовка футболистов. – М. : Терра-Спорт, Олимпия Пресс, 2006.3. Перепекин В.А. Восстановление работоспособности футболистов. – М. : Олимпия Пресс, Терра-Спорт, 2005.4. Правила игры в футбол. – М. : Проспект, 2009.5. Швыков И.А. Футбол в школе. – М. : Терра-Спорт, Олимпия Пресс, 2002.Ресурсное обеспечение1. Материально-техническая база центра образования (спортивный зал, душевые, спортплощадки в микрорайоне, медицинские кабинеты (массаж, «горный воздух», «соляная пещера»).2. Учебные часы системы дополнительного образования в общеобразовательном учреждении.3. Спонсорская поддержка (приобретение спортивной формы) родителей и управы Куркино.Формы представления результатовОткрытый характер учебно-тренировочных занятий.Портфолио педагога (сбор и обработка информации, результаты общей и промежуточных информационно-статистических срезов, медицинский и социальный паспорт группы, данные и наградные документы о достижениях в игровой деятельности команды и прочее). Мультимедийная презентация «Девчоночий футбол».Статьи в школьной газете «Экспресс «ЦО-2005».Практическое взаимодействие с представителями Федерации мини-футбола России. БиблиографияАндреев С.Н. Играй в футбол. – М. : ПОМАТУР, 1999.Бишопс К., Герард Х.-В. Единоборство в футболе. – М. : Терра-Спорт, 2003.Кук М. 101 упражнение для юных футболистов: возраст 7-11 лет / Малькольм Кук; пер. с англ. Л. Захарченко. – М. : АСТ: Астрель, 2005.Цирик Б.Я., Лукашин Ю.С. Футбол. – 4-е изд., испр. и доп. – М. : Физкультура и спорт, 1999.Электронные ресурсыВиленский М.Я. Основные сущностные характеристики педагогической технологии формирования физической культуры личности: http://lib.sportedu.ru/press/fkvot/2001N3/P2-7.htm Постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. №916 «Об общероссийской системе мониторинга состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи».Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации. www.molodost.ru/text/1151. Юрий ШЕНДАНОВИН, учитель физической культуры центра образования «Школа здоровья» №2005, учитель года Москвы-2013
Комментарии