Господин министр! Размышляя о новейших государственных мероприятиях по модернизации нашей школы, подвергнув широкому обсуждению возникающие проблемы и пути их решения, мы сформулировали несколько предложений.
Мониторинг и статистика Собранные достоверные сведения о состоянии образования в стране важно сделать достоянием общественности и предусмотреть каналы «обратной связи» по всему спектру текущих процессов. В высшей степени полезным был бы централизованный портал Министерства образования и образования РФ со всей действительно необходимой школьной документацией, начиная от должностных инструкций до рекомендуемых тематических планов по программам и учебникам.Требования к процессу и результатам образования Главное требование к школьному образованию – овладение учащимися методами науки, строгого мышления, проверки полученных результатов. На первое место важно также поставить удовлетворение любознательности, познавательных потребностей растущих людей, наслаждения красотой природы и искусства.От школы необходимо требовать в качестве промежуточных и итоговых результатов ее работы эмоциональной воспитанности обучающихся, радости, испытываемой ими от роста умелости. Управление образованием. Контроль и отчетность В качестве первоочередной меры мы предлагаем вам наложить мораторий на неподготовленные, то есть не обеспеченные в инфраструктурном и кадровом отношении, или поспешные перемены в образовательном процессе (не форсировать реформирование школы), снабжать школы можно только хорошо опробованными научно-методическими материалами. В той же мере важны открытость и доступность содержания программ. Считаем крайне важным для страны наложить немедленный запрет на закрытие малокомплектных школ до окончания строительства новых, полностью оснащенных школ, принятых учителями, родителями и органами ученического самоуправления, а также – дорог к ним. Единое образовательное пространство в стране устанавливается не с помощью единых для всех без исключения школ экзаменов, а с помощью системы учета единиц обучения (или обученности), так называемых «юнитов». Это позволяет школам быть разными, а не единообразными, – учитывать потребности своего контингента обучающихся и учителей, особенности и запросы своего региона, свои традиции и достижения. Экзамены следует проводить в форме творческих работ. И судить об эффективности школы в целом надобно по творческим работам ребят, как практическим, так и теоретическим: эссе, сочинения, проекты, посильные исследования. Необходимо учитывать при их оценке, что общие задания предполагают разные типы их выполнения, которые можно получить разными путями и наполнить разным содержанием. Инфраструктура Инфраструктура школ нуждается во фронтальном и срочном укреплении. Совершенно необходимо обеспечить санитарно-гигиенические условия сбережения жизни и здоровья учащихся и педагогов, качественное бесплатное питание детей за счет государства, оснастить учебные заведения сетевой компьютерной инфраструктурой, а участников образования – индивидуальными информационно-коммуникационными средствами.Кадровые вопросыДля поднятия социально-психологического престижа учителя как ключевой фигуры в образовании важно отказаться от понятия «услуга» применительно к школе. Заработную плату всех школьных работников необходимо сделать более высокой, чем средняя по промышленности. Не менее важно обеспечить финансовую возможность привлекать профессионалов и деятелей культуры к занятиям учащихся по интересам, к их эстетическому воспитанию, спортивным занятиям. Считаем правильным и дальновидным расширить перечень учреждений дополнительного образования, включив в него дома детского творчества (именно эта форма распространена на селе), которым придается право на присуждение единиц обученности («юнитов»).Нужно прекратить формальное (автоматическое) «высвобождение пенсионеров», руководствуясь в проведении кадровой политики исключительно эффективностью работников вне зависимости от их возраста, особое внимание желательно уделить переподготовке и повышению квалификации учителей и управленцев. Нужно научить преподавателей вводить подопечных в науку как в процесс познания, а не как в перечень открытий. В школе должны быть учителя-предметники и учителя-воспитатели (классные руководители), уравненные в правах и оплате их труда.Содержание школьного образованияГлавным содержанием следует признать принципы познания и способы познавательных действий. Только они обладают развивающей силой, обеспечивают перенос приобретенных умений умственной и трудовой, материально-практической, социальной и нравственной деятельности во все новые, непредвиденные подчас ситуации.Методы и оргформы учения В образовательном процессе остро необходима более тесная взаимосвязь между элементами теории и практики. Школа обязана предоставить возможность учащемуся больше контролировать процесс обучения. Этого можно добиться путем создания экзаменационных и, стало быть, учебных программ, состоящих из модулей, индивидуальных подпрограмм, в которых есть множество вариантов выбора состава групп; проектов с различными обучающими компонентами.С уважением Борис БИМ-БАД, учитель английского языка, истории, обществоведения, литературы, теории и практики перевода, преподаватель вузов и институтов повышения квалификации работников образования, Москва;Виктория БАЗЕЕВА, учитель физики, Московская область; Дмитрий ВЕРИН-ГАЛИЦКИЙ, учитель информатики школы №32, Хабаровск; Любовь ГОЛУБЕВА, учитель школы №7, Ивантеевка Московской области;Андрей ИГНАТЕНКО, генеральный директор НПК «Дидактика – Модуль»;Ольга ИЛЬИНА, учитель физики и информатики школы №165, Новосибирск;Григорий ИЩУК, учитель физики лицея №33, Иваново; Ольга КИРИЛЮК, учитель высшей категории школы №48, пос. Новосмолинский, Нижегородская область; Ирина КИТАЕВА, родитель, Красноярский край; Ирина КОРНИЛОВА, учитель географии школы №12, Волжский, Волгоградская область;Ирина КОШКИНА, учитель физической культуры, Дивногорск, Красноярский край и другие (21 подпись)
Комментарии