search
main
0

Фундаментальность превыше всего

На мой взгляд, в сфере образования и книгоиздания роль государства должна быть ведущей. Одних только наименований учебников, не говоря уже об огромном количестве попутной литературы, сейчас существует около 1200. А 15 лет назад их было на порядок меньше. И 75% из них готовили сотрудники Академии педагогических наук. Было ли это монополизацией? C современной точки зрения – да. Но разве кто-то станет отрицать, что те учебники были сделаны на высоком научно-методическом уровне? Все наше поколение выучилось еще в Советском Союзе, по тем многократно изданным классическим учебникам, которых было не так много. И, признаться, мы получили неплохое образование. Нет, сейчас тоже много хороших учебников и очень толковых авторов, но перебора при этом быть все-таки не должно.

Досье «УГ»Валерий Алексеевич ПОЛЯКОВ родился 9 октября 1936 года в селе Субботино Павловопосадского района Московской области в семье учителей. Двенадцатый из тринадцати детей. После окончания физико-математического факультета Орехово-Зуевского педагогического института поступил в аспирантуру. Работал в областном институте усовершенствования учителей, в школах вел физику, электротехнику, математику, астрономию и даже географию. Сейчас – вице-президент Российской академии образования, академик, доктор педагогических наук, профессор.

Как известно, недавно было утверждено положение о Федеральном совете по учебникам. В этом по крайней мере два момента мне кажутся принципиально важными. Во-первых, ни один учебник впредь теперь не должен получить министерского грифа «Рекомендовано» без заключения Российской академии наук и Российской академии образования. Во-вторых, впервые за этот труд нам собираются заплатить. На самом деле материальный стимул здесь немаловажен, ведь чтобы проработать достаточно большой объем учебника и написать на него рецензию, нужно приложить не только очень много усилий, но и взять на себя огромную ответственность. Помимо этого нам дано право рекомендовать методическую литературу. И гриф «Рекомендовано Российской академией образования» является самостоятельным, не зависящим от Федерального совета по учебникам.

Но одно дело – оценивать труд других, и совсем другое – создавать что-то свое. Поэтому все наши подразделения и институты в самое ближайшее время подготовят список предложений, что они могут издать по своим направлениям. Уверен, что этот потенциал полезного материала огромен. Мы бы хотели подключить к этой работе и работников кафедр педагогики и психологии вузов, поскольку они должны знать, чему готовить будущих учителей. Кроме того, эта работа будет полезна сотрудникам институтов повышения квалификации.

Нужно ли бороться с академизмом и сухостью в тех книгах, которые мы готовим для школы? Думаю, что нет. Пусть наши учителя имеют свою точку зрения. Переучить преподавателей без их желания, решая, что им необходимо заняться фундаментальной наукой, конечно, невозможно. Нужно просто дать им настоящий учебник, в котором все это будет реализовано, дать настоящие знания, изложенные настоящими светилами науки. Вспомним академика Разумовского и его идею теории познания в обучении физике. Ведь скажи об этом кому-нибудь из учителей физики, они отмахнутся, дескать, вопросы теории познания лежат скорее где-то в области философии, а к практике имеют весьма косвенное отношение. А ведь мы ее реализовали как в программах, так и в учебниках. Поэтому если учителя примут наши рекомендации, это уже будет крупным достижением – союзом фундаментальной науки, академизма и практической деятельности.

Я сторонник фундаментальных знаний. И если бы не получил их в свое время, то сейчас не сидел бы в этом кресле. Но я понимаю, насколько сложно сочетать фундаментальность образования, за которое выступает наша академия, с доступностью. Да, развивать нужно и вариативность, и демократизацию, и прагматизм, практико-ориенированный и компетентностный подходы, но фундаментальность должна остаться. Если мы этого не сделаем, то не сохраним ту высшую сторону системы образования, которая была у нас многие годы.

Научить ученика – это проблема. Но научить учителя – проблема на порядок более сложная. Мы не планируем в рамках этой акции писать пособия для высшей школы. Но было бы очень хорошо, если бы школьный учебник и сопутствующие ему методики стали настольными книгами как для преподавателей школ, так и студентов педвузов, их преподавателей и работников ИПКРО. Только в том случае, когда идет постоянное обращение к школьному учебнику, можно сделать так, чтобы высшая школа не была оторвана от средней и начальной. По-моему, это вполне логично, если преподаватель вуза, излагая студентам, скажем, тему «Психология восприятия», берет учебник, по которому им впоследствии предстоит работать, и продемонстрирует все теоретические принципы на практике. Тогда учитель, который придет в школу, будет знать его назубок и видеть в учебнике друга и помощника. А сейчас очень многие выпускники заканчивают вуз (хорошо, если педагогический, но гораздо хуже, когда классический университет), не ведая о том, что есть какая-то учебно-методическая литература, или не зная достоинств существующих книг, не владея методикой. Надо ли говорить, что такие люди обычно в школе не задерживаются!

Любой учебник помимо научно-теоретической части предполагает наличие еще и методического аспекта. Именно поэтому у нас в академии уже много лет назад не только созданы подробно расписанные требования к изложению фундаментальных понятий, но и разложено по полочкам, как ими можно воспользоваться.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте