С Эдуардом Дмитриевичем я познакомился лишь в самом начале нулевых годов. К тому времени он уже был человеком, который многое сделал для российской системы образования. С его именем был связан принципиально новый Закон «Об образовании»; все помнили Указ президента №1, где в отношении образования были сделаны самые кардинальные протекционистские заявления; хорошо известна была команда Днепрова – участники ВНИКа «Школа» и первый состав Министерства образования, чьи экспертные позиции и сейчас во многом определяют повестку системы образования.
Мы несколько дней вместе работали в экспертной группе по оценке заявок школ на присвоение статуса «Федеральная экспериментальная площадка». Конечно, мне импонировали суждения и подход Эдуарда Дмитриевича. Было чему поучиться – он умел смотреть на, казалось бы, незаметную инициативу школы с позиций истории педагогики, он мог сопоставлять разные образовательные эпохи и разработки. Вместе с тем у него был не только исторический взгляд. Эдуард Дмитриевич хорошо знал нормативные возможности и мог подсказать, в каком институциональном направлении стоило бы развивать ту или иную инициативу. Позднее, когда я сам уже работал в новом Министерстве образования и науки, Днепров был одним из наших самых серьезных критиков. Отчасти это было обусловлено нашим бестолковым пиаром, отчасти мы в самом деле еще не умели нормально объяснять, что предлагали. Позднее научились, возникли технологии массовых общественных обсуждений, свода большого числа различных предложений, расставления приоритетов, выделения главных и второстепенных тенденций. Если бы подобные подходы использовались в начале 90-х, думаю, что сейчас многое было совершенно иным.Ряд принципиально важных идей, предложенных в начале 90-х группой Эдуарда Днепрова, актуален до сих пор и является фундаментом системы образования. Положение о том, что «образовательная программа разрабатывается и утверждается образовательной организацией самостоятельно», было, с моей точки зрения, самым главным в законе 1992 года и осталось таковым в новой редакции главного нашего отраслевого закона 2012 года. Именно оно впервые с 30-х годов сталинского СССР позволило говорить о реальной ответственности в системе образования. Это положение до сих пор еще «в стадии реализации», абсолютное большинство граждан, учившихся в советское время, считает, что программы пишут умные тети и дяди, а учителя лишь холодно их транслируют. Но такая школа уже давно перестала существовать как в умах наиболее талантливых педагогов, так и у организаторов образования. Только ответственная позиция учителя, самостоятельно поставленные цели, выбранные средства обучения в полной мере соответствуют современным представлениям о качестве образования. Конечно, могут и должны быть различного рода ограничения, и тут возможны дискуссии – какими они должны быть. Но самостоятельность в деле создания программы, последнее слово в выборе средств и методов обучения за учителем. И это прорыв, который во многом произошел именно благодаря Эдуарду Днепрову.Игорь РЕМОРЕНКО, ректор Московского городского педагогического университета
Комментарии