search
main
0

Фундамент есть, здание надо строить. Местное самоуправление

О местном самоуправлении говорят давно, со второй половины 90-х годов постоянно. И закон вроде бы приняли, а дело не двигается. Причины? О них тоже говорят немало: закон плохой, местные чиновники сопротивляются, опыта нет. Наверное, все это имеет место. Особенно бюрократия в регионах действительно тормозит это важнейшее для страны дело. Как же, согласись они поддержать местные муниципалитеты, придется с ними полномочиями делиться, что невыгодно для чиновников. Они тогда перестанут контролировать важнейшие направления, а еще и самими финансами придется делиться.

Что касается опыта, то он был, как многое, оказывается, было у нас накоплено до революции. Это земства, хорошо проявившие себя, начиная с 60-х годов ХIХ века и в начале века ХХ. В энциклопедическом словаре 1989 г. издания говорится: земства – выборные органы местного самоуправления (земские собрания, земские управы). Введены земской реформой 1864 г. Ведали просвещением, здравоохранением, строительством дорог и т.д. Упразднены в 1918 г. декретом советского правительства.

Даже из художественной литературы можно узнать о том, как много делало земство для улучшения жизни, упорядочения, улучшения жизни в уездах и губерниях. Было даже земское движение, что свидетельствовало о зарождении гражданского общества в российской глубинке.

И вот за опытом (о своем забыли) поехали в соседнюю Финляндию, а там, как оказалось, местные органы самоуправления существуют со времен царствования Александра II, которое было там введено тогда же, как и в России. Кстати, в финском местном самоуправлении ничего с тех пор не изменилось. Настолько совершенной оказалась возникшая в ХIХ веке эта форма правления.

В апреле состоялась постоянно действующая межрегиональная научно-практическая конференция «Реформация». Тема ее «Муниципальная реформа, местное самоуправление и распределение полномочий по уровням власти РФ».

Было сказано, что принятый в Российской Федерации закон об общих принципах местного самоуправления значительно увеличивает численность чиновников, а реального улучшения жизни не дает. Он делает очень ограниченными полномочия, функции и права органов самоуправления. Они как бы приравниваются к статусу некоммерческих организаций. Все доходно-расходные функции и статьи бюджета остаются у районных, областных, республиканских и федеральных органов власти.

На конференции выступили председатель президентского клуба «Доверие», академик РАЕН Н.Тараканов, доктор экономических и философских наук, директор Центрального института системного развития государства, бизнеса, человека А.Иванченко. Его доклад был посвящен муниципальной реформе, местному самоуправлению и распределению полномочий по уровням власти на базе мирового опыта. Президент Академии наук социальных технологий и местного самоуправления, доктор философских наук, академик РАЕН В.Иванов говорил об укреплении социального здоровья населения регионов и местных сообществ как базовой необходимости развития общества.

Было особо подчеркнуто, что самоуправление надо строить, используя научную методологию разных систем общества. В Москве уже созданы 125 муниципальных образований. Есть у них своя ассоциация. В будущем столичные управы упразднят и передадут их полномочия муниципальным образованиям, но управы не спешат это делать. Здесь многое зависит от активности самих жителей.

Сегодня в стране появилось несколько моделей самоуправления: татарская, башкирская, алтайская. Есть своя модель в Московской области. Здесь около четырехсот муниципальных образований, но они тоже не имеют никаких полномочий. А это значит, население не может влиять на процессы, которые происходят, скажем, в сельской местности. К примеру, были изъяты десятки тысяч гектаров земли и проданы без всякого согласования с местным управлением, с людьми, которые там живут.

Выступавшие говорили о необходимости создания российской модели самоуправления, которое поможет противостоять произволу чиновников. Причем концепцию местного самоуправления необходимо строить на научной основе, учитывая российский дореволюционный опыт.

Местное самоуправление всегда опирается на инициативу снизу, но инициативы такой не видно. Как было замечено на конференции: народ пока спит и ждет, что кто-то все сделает без его вмешательства. Иждивенчество, охватившее значительное количество людей в советские времена, продолжает оставаться тормозящим фактором и сегодня, когда многое зависит от энергии и активности каждого. Так хочется воскликнуть словами поэта Некрасова: «Ты проснешься ль исполненный сил?..» И все-таки верится, что народ проснется и начнет действовать и будет налаживать самоуправление, тем более что это не заморская выдумка, чуждая нашему народу, а наше, российское начинание, которое в свое время прижилось и приносило ощутимые результаты в Российской империи.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте