search
main
0

Фронтовой вальс в поселке Сопкино. …О любви и вере, которые помогли жить

За моими плечами большой педагогический путь длиной в 51 год: работала учителем, завучем, организатором воспитательной работы и 17 лет директором Правдинской школы. В ноябре наш Калининградский областной институт развития образования отметит 65-летний юбилей. Мне хочется рассказать о его роли в моей судьбе.

После Московского пединститута мы с подругой приехали работать в разрушенный войной край. Направили нас в семилетнюю школу поселка Сопкино. Конечно, скучали по столице, по студенческой жизни. И перед 1 сентября мы растерялись. Пять лет учебы в вузе на «хорошо» и «отлично» – это одно, а вот как составить тематический план уроков по предмету на год? И вообще с чего начинать уроки в пятом классе, в шестом?Директриса на наше робкое обращение к ней иронично ответила: «А я надеялась, что столичные педагоги и меня чему-то научат». Выручила пожилая учительница, дала адрес института усовершенствования учителей в Калининграде. Там нас выслушали и направили на семинар «Советы начинающим педагогам», где мы получили не только ответы на вопросы, но и методическую литературу. Возвращались в Сопкино воодушевленные. Под стук колес родились строчки: «Там, на Томской, девятнадцать, // Есть уютный красный дом. // Куда можно обращаться // Утром, вечером и днем».«Доездились!» – заявила однажды директриса, узнав, что у нас скоро будут гости из области. Она решила, что в школу едут с проверкой из-за наших вопросов и проблем, с которыми мы часто обращаемся в институт. Приехали две знакомые нам методистки, дружелюбно сообщили, что их цель – помочь начинающим педагогам. Когда они, тепло улыбаясь, слегка критикнули мои записи в журнале по поводу уроков физкультуры, которые я вела за болеющую учительницу, директриса заволновалась и с упреком поглядела на меня. А дело было в следующем.Стояла зима, а поскольку не было спортзала, занятия проводились во дворе. Я учла совет директора разнообразить темы уроков. Мы катались с учениками с горы, а записи в журнале я «разнообразила» так: «Катание с горы» – «Катание с горки», «Катание на санках» – «Катание на фанере». Методисты так по-доброму смеялись, что даже строгая директор заулыбалась, и мы увидели, что она очень даже симпатичная. Встреча закончилась чаепитием с директорскими пирогами и пением романсов под мою гитару.Проработав в сельской школе четыре года, я была переведена в среднюю школу Правдинска на должность завуча (слезы мне не помогли). Каково мне будет в школе, где 1300 учеников и 55 учителей? Просидев безуспешно два дня и две ночи над расписанием, я помчалась в институт. Буквально к вечеру мы с методистами составили расписание, и, кроме того, я получила ряд рекомендаций по анализу уроков.Каждые 5 лет мы бывали на курсах в институте. Лекции преподавателей вузов, встречи с авторами учебников, обмен опытом, деловые игры, семинары, да и просто общение друг с другом… Именно на курсах я от коллег из Славска узнала об ученической производственной бригаде. Идею ее создания в нашей школе одобрили учителя, старшеклассники и руководители колхоза. Бригада работала с 1963 до 1990 года, была занесена на Доску почета ВДНХ. Успехи радовали, наша школа стала опорной, и нам было чем делиться с другими.В 1983 году делегация работников образования от области была направлена в Польскую Народную Республику для укрепления дружеских связей и обмена опытом. Это было сложное время – охлаждение к нашей стране, особенно польской молодежи, было ощутимо. Мне предстояло провести два мастер-класса в лицее для старшеклассников, изучавших русский язык. Свой урок «Великая Отечественная война в советской поэзии» я, волнуясь, репетировала всю ночь в гостинице.Мой эмоциональный рассказ об ушедшей на фронт 17-летней сестре, о дяде, дошедшем до Берлина и спасшем во время артобстрела в Гданьске польскую девочку, лицеисты слушали затаив дыхание, ведь у этой истории удивительный конец. Спасенная девочка, будучи уже пани Вандой, разыщет «пана Виктора», их встреча состоится в Москве в 1976 году.Я говорила еще о сострадании, о любви и вере, которые помогали людям жить и ждать Победы. Все это звучит в стихах Симонова и Суркова, Твардовского и Исаковского. Вдохновленная чуткой тишиной, я негромко напела: «Синенький скромный платочек», «Бьется в тесной печурке огонь»… А «Катюшу» неожиданно подхватили все – лицеисты и педагоги! Как хорошо, что со мною была гитара!Растаял последний аккорд, и вдруг в тишине: «Проше, пани, еще…» И я запела «Фронтовой вальс». Пою, а в горле – ком. Двое юношей вдруг встали и тихо вышли из аудитории. Когда я допевала последний куплет: «Сколько лет прошло, не могу забыть мужество солдатское и волю», все лицеисты поднялись. Дверь открылась, вбежали те двое юношей с букетами тюльпанов! Принимая от них цветы, я подумала о том, какое же счастье быть учителем!Позади более полувека учительского счастья. И как хорошо, что все это время рядом со мной и моими коллегами был родной институт, который не давал остыть, успокоиться, развивал талант любви к жизни.​Нина КОЗЛОВСКАЯ, заслуженный учитель РФ, Правдинск, Калининградская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте