Кто учился в советское время помнит, как учитель перед уроком готовил наглядные материалы: бюст Пушкина из шкафа достать, найти и повесить на доску географическую карту или принести из лабораторного класса пробирки с реактивами. А уж просмотр диафильма на уроке и вовсе казался действом необычным и надолго запоминающимся.
И тогда, и сейчас фронтальная работа учителя является одним из основных форматов процесса обучения. Согласно классическому определению,
«…фронтальной формой организации учебной деятельности учащихся называется такой вид деятельности учителя и учащихся на уроке, когда все ученики одновременно выполняют одинаковую, общую для всех работу, всем классом обсуждают, сравнивают и обобщают её результаты. Необходимость таких занятий обуславливается едиными учебными программами, обязательными для изучения всеми учащимися. При фронтальной работе ученик проявляет себя как личность, демонстрирует свои знания, эрудицию, память, желание и умение трудиться в коллективе. Это является основным достоинством фронтальной работы».
Но учебный процесс со временем меняется, а вместе с ним меняются и инструменты для его поддержки. С оснащением школ компьютерным оборудованием учитель все чаще «добывает» нужные ему цифровые материалы для проведения урока в интернете. С их помощью можно сделать урок более насыщенным, наглядным, динамичным, а также значительно расшить возможности учителя. Наиболее эффективна фронтальная работа на уроках открытия новых знаний и общеметодологических уроках: преподаватели и учащиеся совместно могут комментировать материал и изучать его максимально подробно, разбираться в сложной проблеме. Использование ЭОР придает уроку некую гибкость, повышается уровень импровизации, можно быстро скорректировать план занятия. Учитель выводит на экран тот материал, который необходим для решения сформулированной детьми проблемы (а она, как мы знаем, может отличаться от того, что запланировал педагог).
Важно подчеркнуть, что хороший цифровой контент для фронтальной работы – инструмент не только учителя, но и учащихся. Мотивация детей увеличивается. Они могут решать задания у интерактивной доски, задавать параметры моделирования, голосовать с помощью электронных пультов – интерактивность предполагает вовлечённость ученика в процесс.
Менее применимы инструменты для фронтальной работы на уроках рефлексии и развивающего контроля, однако и здесь часть упражнений можно вывести для повторения или работы над ошибками.
Интерактивные помощники
В формате фронтальной работы учитель использует разный цифровой контент, ведь цели и задачи тоже бывают разными. Основным жанром выступают, конечно, интерактивные презентации. Это не классическая презентация PowerPoint и не набор картинок и ссылок, а сложносочиненный мультимедийный объект, который обладает рядом преимуществ:
- количественных: достаточно теоретических блоков и упражнений для раскрытия темы, «вкусное оформление», разнообразие мультимедиа-объектов (динамическое изображение и интерактивная статика);
- качественных: компетентностная основа заданий и разнообразие их типов, наличие интерактивных моделей для демонстрации явлений и опытов.
Перейдем от теории к конкретным примерам. Вот как может проходить урок с интерактивной презентацией, выведенной учителем на доску в классе.
Урок по биологии «Строение цветка» в 6 классе.
Тип урока: урок открытия новых знаний. Цель урока: изучить особенности строения цветка, определить роль цветка в жизнедеятельности растений
Мотивация – наше все. С помощью красивой картинки учитель привлекает внимание. Для постановки проблемы урока использует открытый вопрос. Учащиеся высказывают свои предположения, они фиксируются, но пока не комментируются. Также вместе с ребятами можно составить список вопросов, ответы на которые хотелось бы найти в ходе урока.
Коротко можно повторить пройденный материал и выстроить путь решения проблемы. С помощью статичного изображения учитель привлекает внимание детей к строению цветка.
Далее можно переходить к непосредственному «открытию новых знаний» – знакомимся со схемой строения цветка. Обратите внимание на соответствие презентации возрасту – слайды простые, информации на них немного, она максимально понятна. Цвета гармоничные, но не слишком яркие, в отличие от мотивационного этапа. Оформление согласно требованиям к учебным пособиям СанПиН.
Здесь приведен пример интерактивной статики: с помощью интерактивной схемы на одном слайде размещено сразу много теории, но она выглядит весьма компактно и структурировано, что облегчает восприятие. К интерактивным объектам сложных типов прикреплены вопросы открытого характера, чтобы удерживать внимание учащихся, дать им возможность не просто прощелкать объект, а найти информацию в сложном источнике.
В интерактивную презентацию включены задания на первичное закрепление материала. Например, с помощью задания на установление соответствия можно проверить освоение темы, увидеть ошибки, а также сбросить ответы и пройти задание заново. Для его выполнения учитель может вызывать одного или нескольких учащихся к доске.
Презентация содержит таблицу, которую ученики могут использовать в практической работе.
Структура презентация построена по принципу: небольшое количество теории, потом упражнения на ее закрепление. На одну и ту же тему разные типы заданий: так поддерживается динамика урока и интерес ученика через смену деятельности.
Такая структура позволяет учителю при необходимости дробить материал на несколько уроков или выдавать часть заданий на самостоятельное изучение. Интерактивные презентации, согласно компетентностному подходу, избыточны в области теории: учитель может варьировать и выбирать.
В заключении урока возвращаемся к вопросу, поставленному в начале. И здесь уже предлагается авторское решение, которое сравнивается с идеями учащихся. Формулируется общий вывод урока.
Таким образом может проходить урок с использованием интерактивной презентации. Структура соответствует образовательному стандарту: проблемный вопрос –поиск решения — первичное закрепление и обобщение. Учитель может выдать эту презентацию в качестве домашнего задания, чтобы ученики закрепили полученные на уроке знания.
Проверяем не только знания
Современная школа сегодня не только дает знания, но и учит учиться. Задания все чаще направлены не только на проверку знаний, но и на формирование и развитие учебных действий. Применение цифрового контента в этом случае имеет ряд преимуществ по сравнению с офлайном:
- достаточное разнообразие типов заданий на проверку большинства учебных действий, ведь в качестве основы заданий можно использовать разные типы объектов (текст, анимация, видео, параметрические модели);
- отработка навыков на большом количестве упражнений, ведь во многих расчётных задачах данные генерируются параметрически (числа, картинки, графики и видео).
Рассмотрим конкретные примеры.
В задании отрабатывается навык извлечения информации из сложного текста – чата на форуме. Кроме того, такое задание формирует научное мировоззрение ученика.
Уделяется внимание общекультурному развитию: в заданиях часто присутствуют шедевры мировой художественной культуры. Здесь сразу два типа – классическая живопись и мифы Древней Греции. Так расширяется кругозор учащегося и происходит художественно-эстетическое развитие.
В задании нужно найти и первоисточник, и обозначить современное значение. Снова решаем несколько задач одновременно – осуществляем информационный поиск и расширяем лексический запас.
Самостоятельные работы тесно связаны с интерактивными презентациями. Часто мы берем интерактивный объект из презентации по теме и просим учащихся выполнить ряд заданий. Так лучше закрепляется материал, при этом учащиеся учатся работать с гипертекстами, с инфографикой. Такие задания хорошо развивают функциональную грамотность.
Демонстрируем опыты
Наконец, на уроке часто нужно рассказать о каком-либо явлении, процессе, устройстве. На помощь приходят интерактивные модели – что может быть наглядней! Они также позволяют отработать навыки экспериментальной работы: можно провести серию экспериментов, меняя параметры.
Фронтальная работа применима и на практических уроках. Учитель может провести инструктаж и продемонстрировать определенные этапы выполнения лабораторной работы с помощью интерактивной доски и быть уверенным, что видно будет всем. При этом не нужно выбирать, какая форма проведения лабораторной эффективнее – «вживую» или с помощью виртуального практикума. Применяя ротацию станций, педагог использует преимущество обоих вариантов: с одной стороны, отработка навыков на «реальном оборудовании», с другой стороны – выполнение экспериментов (которые невозможно осуществить в условиях школьного кабинета) с помощью виртуального практикума.
В классе и онлайн
Может ли исчезнуть классическая фронтальная работа учителя с переходом процесса обучения в онлайн? Вовсе нет, технологии в помощь. Интерактивную доску, проектор или экран компьютера в классе заменяет интерактивный рабочий стол в онлайн-сервисе. Это совместная рабочая зона онлайн-урока для работы с цифровым контентом: педагог и учащийся (группа, класс), каждый в своем веб-браузере, работают вместе. Интерактивный стол позволяет не только смотреть короткие видео или проходить тесты, как в сервисах обучения иностранному языку. Стало возможно взаимодействие учителя, учащихся с цифровым контентом в режиме реального времени.
Пример групповой дискуссии под руководством учителя – соответствующий цифровой контент выведен на совместный интерактивный рабочий стол.
Подведем итоги
Учителю больше не нужно чистить бюст Пушкина от пыли, доставая его из шкафа пару раз в год. Попробовав использовать цифровые ресурсы для фронтальной работы на уроке, сложно от них отказаться.
Но нужно найти себе «регулярного» помощника. Как правило, много времени уходит на первичный поиск цифровых ресурсов, часто встречается ситуация, когда цифровой ресурс невозможно скачать или позже он исчезает из сети. Трудности возникают и с тем, где найти качественные ЭОР на 70 уроков в год…
Примеры, которые приведены в этом материале, взяты из онлайн-сервиса «Облако знаний». Это образовательный онлайн-сервис для проведения уроков с использованием цифрового контента. На сервисе собрано большое количество ресурсов для фронтальной работы учителя по большинству предметов школьной программы, достаточное для регулярного использования на школьных уроках. Мы попробовали и нам понравилось. Возможно, стоит попробовать и вам?
Комментарии