Своей любовью к мексиканским сериалам отечественный зритель как бы утвердил сходство русского и мексиканского менталитетов. А если серьезно, в истории случались интересные совпадения пристрастий мексиканцев и россиян. Совершенно неожиданно об этом нам напомнил фильм “Фрида”, посвященный жизни мексиканской художницы Фриды Кало. Дело в том, что жизнь этой мексиканки оказалась в какой-то степени связанной с историей нашей страны.
Когда антагонист Сталина Лев Троцкий прибыл в Мексику, его встретили гостеприимно. Всем известно, что события в России оказали влияние на весь мир. И в Мексике, так же как и в других странах, под воздействием русской революции была создана коммунистическая партия, многие из членов политбюро которой были художниками. И надо признать – политическая агитация, выполнявшаяся при помощи кисти и резца, оказывала более прямое воздействие на массы безграмотных, но чувствительных к искусству крестьян, чем любая другая форма агитации.
Два великих мексиканских художника – Диего Ривера и Давид Альфаро Сикейрос – тоже были членами коммунистической партии. Причем первый взял сторону Сталина, а Ривера восхищался Троцким. Дело дошло до того, что в Нью-Йорке, куда его пригласили для росписи Рокфеллеровского центра, темпераментный коммунист к ужасу всей респектабельной Америки украсил стены изображением своих кумиров – Ленина и Троцкого. Фреска была уничтожена, а Риверу уволили. Он-то и организовал переезд Троцкого, преследуемого Сталиным, в Мексику. И, естественно, принял живейшее участие в обустройстве своего кумира. Для него это был величайший момент счастья. Троцкого ждал большой дом, залитый солнцем, полный картин, цветов, предметов мексиканского и индейского искусства. И в довершение этой идиллии – прекрасная Фрида, жена Диего Риверы.
Эта художница, чье творчество было пронизано меланхолией и символизмом, своей экзотической грацией, любовью к длинным национальным мексиканским платьям, которые помогали скрывать ее деформированную ногу, сама напоминала произведение искусства. В юности в результате автомобильной катастрофы она, получив множество переломов, многие месяцы провела в гипсе. Будучи калекой, вместо жалости Фрида вызывала восхищение силой духа, умением “переплавить” страдания в образы на своих картинах. Причем прикрепленное к койке зеркало дало ей возможность саму себя превратить в модель. Самый знаменитый автопортрет Фриды – смертельно раненный олень, пронзенный множеством стрел и с головой самой художницы. Такова была вся жизнь этой замечательной женщины – страдание в великолепной, красивой форме. Смерть бросила вызов ей, а она бросила вызов смерти. Чего только стоят кадры фильма – загипсованная Фрида в корсете, расписанном порхающими бабочками. И так же, как бабочка из своего кокона, Фрида вырвалась из гипса и стала прекрасной бабочкой в мексиканской культуре. После долгих месяцев мучительной болезни новоявленная художница показала свои картины тогда уже признанному мэтру Диего Ривера. “В моей жизни были два столкновения. Одно – это тот несчастный случай, когда меня переехала машина, другое – Диего”, – так считала Фрида. Жизнерадостная, темпераментная, талантливая, ничуть не похожая на калеку, Фрида затмила собой в глазах Диего всех других женщин. Два художника, превыше всего ценящие мексиканскую самобытность, поняли, что созданы друг для друга – они вдохновляли друг друга… Общие искания в творчестве, общие интересы, общие друзья сделали их союз таким долговечным.
К тому времени, когда в доме Фриды появился Троцкий, отношения супругов переживали кризис. Но преодолеть его им помогли общие впечатления от личности Троцкого. Причем мировоззрение двух знаменитых мужчин было явно сходным. Не говоря о том, что оба они были видными коммунистами, они испытывали взаимное восхищение деятельностью друг друга. Взаимосвязь традиций и новаторства в творчестве Риверы отвечало вкусам Троцкого. Сходство вкусов двух темпераментных политиков проявилось и в страсти к Фриде, которой было суждено стать самой большой любовью Риверы и последней любовью Троцкого. Фрида и Троцкий сразу же почувствовали сильное влечение друг к другу, они обсуждали политику, культуру, искусство. “Любовь, моя любовь”, – звал ее этот мятежный человек. Предполагается, что ревность Диего в конце концов и стала причиной разрыва двух друзей. Смерть Троцкого стала началом конца и для Фриды. Она подвергалась жестким допросам полиции, стремившейся обеспечить иностранцам безопасность в Мексике. В результате перенесенного у Фриды началась гангрена, и ей вскоре ампутировали пальцы ног. Она перенесла множество операций на позвоночнике, которые в конце концов вынудили ее навсегда надеть стальной корсет и приковали к постели. А в 1953 году ей ампутировали ногу полностью. И без болеутоляющих средств ее жизнь, конечно, была уже невозможна. Она умерла в 47 лет.
Кажется, что исполнительница главной роли Сальма Хайек просто идеальна для этой роли. С давних пор поклонница своей великой землячки, она призналась: “Фрида стала частью моей собственной натуры”. Сальма сама нашла деньги для этого фильма, чтобы познакомить весь мир со своей Фридой. Собственно, так же, как и Фрида, носившая национальную мексиканскую одежду, украшавшая голову цветами везде и всюду, даже в Париже и в Нью-Йорке, так же, как Ривера, продолживший в своих фресках традиции еще доиспанского периода индейского фольклора, не говоря уже о мексиканском фольклоре, Сальма тоже посчитала своим долгом воспеть родную мексиканскую культуру. И фильм выглядит как гимн Мексике. К тому же и оператор, и художник-постановщик – тоже мексиканцы, в свою очередь не упустившие свой шанс рассказать о родине. Да и само расчувствовавшееся мексиканское правительство разрешило не только снять фрески Риверы, но и руины древнего заброшенного города ацтеков – святого места. А чтобы воссоздать вызывающий гардероб Фриды, художник по костюмам Джули Вайс прочесала все мексиканские рынки. Использовались в фильме и подлинные вещи легендарной художницы. Причем платье Фриды пришлось точно впору Сальме. Разве кто-нибудь в этом сомневался? Да и на экране сходство актрисы и героини очевидно – длинные гладкие волосы, огромные карие глаза. И самое поразительное, что во время работы над фильмом Сальма тоже начала рисовать.
Очень долго Фрида Кало не была известна за пределами Мексики. Однако сейчас она сверхпопулярна. Отрадно, что благодаря в первую очередь Хайек мы узнали подробности биографии выдающейся художницы. И лучше понимаем ее работы. Но, к сожалению, сценарий написан по голливудским традициям, согласно которым знаменитая пара предстала прежде всего как две личности с неуемным любовным аппетитом. Крупнейший художник Мексики, чьи фрески украшают национальные министерства образования и здравоохранения, да к тому же один из основателей коммунистической партии представлен прежде всего как обыкновенный мачо. Неутомимая камера застигает его то во время полового акта с натурщицей, то с самой Фридой, а то, о ужас, с сестрой Фриды. И хотя речь идет о художниках общенационального масштаба, голливудские стандарты побороть невозможно. Необходимо прежде всего найти сенсацию в любой ситуации и показать господство низменных страстей. Не пощадили и саму героиню. Обнаженную Фриду показывают во время лесбийской любви с гостиничной проституткой. Но сценаристам мало и этого. Они обыгрывают все самые пикантные детали биографий своих героев. То Фрида рассматривает помещенный в прозрачную коробку зародыш ее нерожденного ребенка. То Троцкий спасается от пуль очередного покушения под… кроватью. Интрига закручена лихо! Непонятно, когда же художники умудрялись заниматься собственно самим творчеством? Тем не менее режиссер Джули Теймор, обладательница множества премий за режиссуру и оригинальный дизайн костюмов ее музыкальных постановок, показала картины Фриды Кало, что, пожалуй, самое важное. Фильм при всех издержках дает представление широкому зрителю о культовой фигуре Мексики.
Елена МАСЛОВА
Комментарии