search
main
0

«Фразис» и «логос»

Знакомство с фразеологизмами – одно из средств повышения культуры и развития речи младших школьников. Фразеологизмы делают речь точной, яркой, образной. Вместе со Светланой Викторовной Утробиной, моей коллегой из кемеровской средней школы №2, мы составили план обогащения фразеологического запаса детей. Наша задача – научить детей пользоваться фразеологическими оборотами в повседневной речи и помнить о том, что «острый язык – дарование, длинный язык – наказание».

Важный этап фразеологической работы – обучение умению пользоваться фразеологическим словарем. «Фразеология» происходит от двух греческих слов: «фразис» – «выражение» и «логос» – «учение». Для начала узнаем,  что говорит о фразеологизмах толковый словарь – это первый словарь, с которым знакомятся дети. Со второго класса ребята пользуются фразеологическим словарем Г.М.Ставской «Учусь понимать образные выражения», «Фразеологическим словарем – справочником русского языка» Е.С.Грабчиковой, «Школьным фразеологическим словарем»  В.П.Жукова. При подборе синонимов и антонимов к фразеологическим оборотам хорошо использовать словари антонимов и синонимов. С помощью словарей дети выясняют значение фразеологизмов («кот наплакал», «с гулькин нос», «капля в море», «душа в душу», «как кошка с собакой») и приходят к выводу о существовании фразеологизмов – синонимов и антонимов. Особый интерес у наших учеников вызывает этимология фразеологических оборотов, большинство из которых связаны с историей русского народа, его обычаями, трудовой деятельностью, бытом («после дождичка в четверг», «точить лясы», «без сучка и задоринки», «несолоно хлебавши»). Третьеклассникам вполне доступно изучение этимологических справок. Например, о фразеологизме «гонять лодыря» из  словаря Ставской Г.М. дети узнали, что в  XIX веке в Москве жил и работал врач Христиан Иванович Лодырь. Своих больных – людей,  страдающих ожирением, –  он лечил минеральной водой и заставлял быстро ходить по саду. Москвичи видели, как Лодырь «гонял» своих пациентов, но считали это пустым времяпрепровождением. Отсюда и произошло известное выражение про лодыря.  Чтобы усвоение фразеологизмов шло более эффективно, необходимы такие  упражнения, как нахождение фразеологических оборотов в тексте и словаре, выяснение лексического значения, отграничение фразеологизмов от свободных сочетаний, подбор синонимов и антонимов,  замена слов и словосочетаний фразеологическим оборотом, нахождение и исправление ошибок в употреблении фразеологизмов. Все эти занятия  тоже требуют  работы со словарями. ​Наталья КОЛЯЗИМОВА,  учитель начальных классов средней школы №11, Кемерово

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте