В далекой заснеженной Якутии говорят по-французски практически без акцента. И даже не в самом Якутске, а в Хамагаттинском саха-французском лицее. Французов, которые неоднократно приезжали сюда, а некоторые оставались преподавать хамагаттинским ребятам язык, это удивляет и восторгает одновременно. «Французский в 12000 километрах от Франции!» – восклицали наперебой они.
Саха-французская школа начала свою деятельность в 1996 году, чуть позже она стала называться Хамагаттинской саха-французской ассоциированной образовательной школой, а с октября 2010 года была переименована в Хамагаттинский саха-французский лицей. Еще в 90-е годы педколлектив начал поиск путей обновления содержания образования, одними из первых начинаний стали коллективные творческие дела по методике пропагандиста коммунарского движения Иванова. В 1993 году учитель начальных классов Матрена Васильевна Канаева, окончив курсы по развивающей методике в Томске, начала экспериментальную работу по внедрению системы развивающего обучения Эльконина – Давыдова в сельской национальной школе. Учитель французского языка Надежда Николаевна Макарова одной из первых в республике начала эксперимент по раннему обучению иностранному языку. В 1994 году школу посетили атташе лингвистики правительства Франции в Иркутске Сильвия Дуано и министр образования республики Егор Петрович Жирков, они были удивлены уровнем владения французским языком детьми младшего школьного возраста и очарованы их непосредственностью и живостью. Выступая перед коллективом, Егор Петрович выразил свое восхищение успехами детей и учителей и высказал мысль о создании школы нового типа. Так, автор концепции обновления национальной школы Егор Жирков стал идейным вдохновителем. С 19 мая 1994 года школа – экспериментальная площадка с республиканским статусом по созданию школы нового типа с углубленным изучением французского языка. А в июне 1996 года стала первой в республике ассоциированной школой ЮНЕСКО, получила сертификат с подписью генерального секретаря Фредерико Майора. Благодаря деятельности заместителя директора по внешним связям и иностранным языкам Надежды Николаевны Макаровой школа вошла в проект «Альянс Франсез» в Екатеринбурге по созданию сети специализированных школ при поддержке Министерства иностранных дел Франции и впоследствии была включена в карту, созданную посольством Франции, под названием «Культурные французские учреждения».- Наша школа с первых своих шагов задумывалась как профильная, – говорит заместитель директора лицея Людмила Афанасьевна Сивцева, – чтобы дать возможность каждому ребенку развиваться на старшей ступени по одному из выбранных направлений – гуманитарному, естественно-математическому или эстетическому. В названии «лицей» предусмотрен акцент на физико-математические дисциплины, однако мы сочетаем математическое образование с гуманитарным, прежде всего лингвистическим. Благодаря тому что мы давно в начальной школе работали по системе развивающего обучения, с легкостью перешли на новые стандарты в 1-4-х классах. Сейчас готовы к внедрению новых стандартов в средней школе. Кстати, наш лицей – базовая площадка Якутского института развития образования.Профессиональный уровень педагогов саха-французского лицея настолько высок, что они входят в группу лекторов Якутского института развития образования. Педагог-психолог Мария Ивановна Ковлекова, учитель математики Андрей Константинович Матвеев провели мастер-классы по теме «Мониторинг качества образования» в Хабаровском крае, Еврейском автономном округе, Забайкальском округе, Иркутской и Читинской областях.В лицее у ребят есть возможность изучать два языка – французский и английский, причем лицеисты неоднократно бывали во Франции.- С помощью изучаемого языка дети открывают для себя новый мир, у них возникают новые ощущения, новые качества. Появляется возможность для межкультурного диалога, познания ранее неведомого, создается поле для культуры умственного труда, – говорит Елизавета Амосова, уполномоченный по внешним связям лицея. – Чтобы достичь высокого качества в обучении иностранному языку, лицей приглашает преподавателей из франкоязычных стран. В период с 1994 года в лицее и в центре «Лингва» проработали более 64 преподавателей из Франции, Бельгии, Швейцарии, Марокко. Вообще на базе центра «Лингва» разработали интенсивную педагогическую технологию быстрого формирования коллектива, выявления лидеров, проводят психологические тренинги личности через создание ситуации языкового погружения с последующей рефлексией и самооценкой.Лицей установил социальное партнерство с французской общественной ассоциацией «Обжектив Монд», которая оказала материальную помощь в строительстве нового здания школы. С 2009 года педколлектив лицея вместе с ребятами из Франции участвует в международном проекте, посвященном проблеме потепления климата и загрязнения окружающей среды под девизом «Думать глобально, действовать локально». Рисунки якутских лицеистов и французских учащихся были выставлены в 2009 году в Якутске и в 2010 году в Экс-Ан-Провансе во Франции.Традиционными стали также языковые стажировки лицеистов во Франции и Бельгии. Всего было организовано школой 5 поездок в лицей Сент-Шарль в Бельгии в 2005 году, 2008 и 2011 годах и в колледж Монтельевр во Франции в 2007 году и лицей Сент-Жозеф Родез в 2012 году. Во время этих стажировок ребята из саха-французского лицея не только совершенствуют свой французский язык и ездят на экскурсии, но и представляют межкультурный проект «Моя республика» с фольклорными номерами, олонхо «Дыырыбына Дьырылыатта». Эти проекты имели успех в Бельгии и во Франции.Высокий уровень владения двумя иностранными языками позволяет выпускникам лицея принимать участие в конкурсах по получению международных грантов. Среди них особое место занимают стипендиаты посольства Франции в России. Так, к примеру, Касьянов Клим с 2012 года продолжает образование в магистратуре по туризму в университете Клермон-Ферран (Франция), Пинигина Наташа с 2012 года учится в магистратуре по мировой экономике в университете экономики и права София-Антиполис в Ницце.- Как языковая школа мы стимулируем и поддерживаем желание наших ребят активно участвовать в различных языковых мероприятиях, конкурсах, образовательных проектах, – говорит Елизавета Иннокентьевна Бредова, учитель французского. – Через межкультурные проекты, стажировки учащихся и внешние связи лицея развиваем коммуникативность ребят.Примечательно, что очень много выпускников лицея в будущем связывают свою жизнь с иностранными языками.- Мы гордимся нашими выпускниками, – говорит Елизавета Иннокентьевна. – Так, Слепцова Лидия, окончив факультет восточных языков ЯГУ, сейчас живет в Китае и работает менеджером по туризму. Романова Любомира окончила факультет иностранных языков ЯГУ и продолжает работать преподавателем Института зарубежной филологии и регионоведения, является аспиранткой Иркутского государственного лингвистического университета. Знание французского языка помогло многим нашим выпускникам поступить на юридические и экономические факультеты престижных вузов. Кафедра иностранных языков лицея под руководством Ольги Дмитриевны Новгородовой сотрудничает с директором ресурсного центра СФФУ в области французского языка Изабеллой Захаровной Борисовой по вопросам подготовки лицеистов, имеющих хорошие результаты по естественным, точным дисциплинам, к поступлению в Паритех. Кстати, по итогам анализа поступаемости можно констатировать, что выпускники первых лет больше всего поступали на гуманитарные, экономические и специальности естественного профиля. Технические факультеты выбирали редко. С 2005 года ситуация изменилась, у детей появился интерес к техническим профессиям, они стали выбирать такие специальности, как подземная разработка полезных ископаемых, нефтегазовые, авиационные отрасли, атомную энергетику, горно-геологическое и маркшейдерское дело…Из отзыва Мишеля Гандивле, преподавателя пединститута:- Мы увидели в вашем учебном заведении образ жизни, отличный от нашего: ваша образовательная система намного больше, чем у нас, обращена именно к ученику. Ребенок умеет, хочет заниматься, вы умеете обозначить позитивную сторону каждого человеческого существа. У нас в наших школах все регламентировано рамками, заранее предусмотрено все по минутам. Здесь все свободно, все большое: солнце светит целый день, очень красивый цвет на ваших белых пейзажах, ваши пространства бесконечны, огромны, ваше присутствие около детей дает им уверенность… Дети могут бегать, играть, ходить по лужам, и эта свобода дает им доверие каждому себе и улыбку на губах. Ваш лицей особенный, так как здесь учат французский язык в 12 тысячах километров от Франции. Выбрать французский язык – это возможность войти в богатый культурный мир, наладить связи между Парижем, Брюсселем, Москвой и Якутском.В лицее ведется воспитательная работа сразу по нескольким направлениям. Одно из них – правовое воспитание лицеистов, развитие толерантного сознания. В рамках акции «Пожилым – нашу заботу» ребята оказывают тимуровскую и социальную помощь ветеранам войны, тыла, инвалидам, пожилым. Большое внимание уделяется также изучению традиций, истории и культурного наследия своего народа, России и других стран. В рамках этого направления в прошлом году прошел фестиваль инсценированной патриотической песни и стихов. Во всех классах проводятся уроки гражданственности и патриотизма, традиционно проходит национальный праздник Ысыах. Третье направление работы – изучение окружающей среды и методов ее сохранения и развития. В лицее проводится операция «Экология начинается со двора», работает программа «Здоровье».Весьма серьезной и многогранной является работа по допрофессиональной подготовке ребят. Традиционно проводятся дни профессиональной ориентации, детско-родительские недели, конкурсы «Калейдоскоп профессий».- У ребят есть также возможность развивать свои таланты в стенах школы – здесь действует центр творческого развития учащихся, который состоит из семи объединений по литературному, художественно-эстетическому, техническому, спортивному направлениям, – рассказывает заместитель директора по воспитательной работе Юрчана Юрьевна Парникова. – Воспитанники кружка «Домисолька», хореографического кружка «Ситим» – дипломанты и лауреаты многих республиканских конкурсов. В творческих кружках «Очумелые ручки», «Фантазия», «Гобелен», «Декупаж» ребята получают полезные навыки. Лучшие работы успешно участвуют в улусных, республиканских выставках прикладного творчества. С 2004 года энтузиаст фольклора Дмитрий Кривошапкин ведет фольклорные занятия, ребята учатся играть на хомусе, говорить чабыргах, петь осуохай, готовят концертные программы. С программами «Моя республика» лицеисты достойно представляют культуру народа саха во время стажировок за границей. Лицей также является организатором улусных республиканских конкурсов, таких как «Полярная звезда», «Звезда танцпола», «Беби-шлягер», юношеские литературные чтения.Саха-французскому лицею есть чем гордиться, его выпускники поступают в лучшие вузы страны, и при этом многие возвращаются на родину, пять учителей стали победителями ПНПО, а главное – здесь создан директором Василием Иннокентьевичем Эверстовым такой психологический микроклимат, что и ученики, и педагоги чувствуют себя здесь как дома…Светлана РУДЕНКОЯкутия
Комментарии