search
main
0

Фрактальный рисунок как техника развития личности младшего школьника

​Уже второй год в практике своей психологической работы я применяю метод фрактального рисунка.

Такой рисунок дает исчерпывающую информацию о душевном состоянии ребенка, особенно в такой непростой период, как адаптация к школе, включает ребенка в творческий процесс. Дети очень любят рисовать, им предлагают рисовать все что угодно, что выводит их рука и что диктует им внутренний мир. Фрактальный рисунок исполняется с закрытыми глазами, при этом активизируется только мелкая моторика. Каков результат такого творчества? Дети испытывают удивление, переживают эмоциональный подъем, открыв глаза и увидев свой шедевр. При этом у них появляется желание раскрасить свой внутренний мир. С закрытыми глазами ребенок выбирает карандаш, выбор цвета карандаша полностью зависит от его психоэмоционального состояния на данный момент. Это увлеченное и заманчивое задание стимулирует детей создавать все более и более искусные произведения. Из опыта работы могу сказать, что у детей возникает желание создать за одно занятие сразу два, а порой и три фрактальных рисунка. Всего по методике дети должны выполнить 21 рисунок. Каждый ребенок любит деятельность, увлекающую его и немножко загадочную. Изодеятельность – именно тот род деятельности, который доступен даже малышу как естественная потребность отразить свой внутренний мир и окружающую действительность. Многим детям бывает трудно выразить свои мысли и чувства словами, а в языке изображения внутренний мир каждого ребенка проявляется естественно. Рисунок открывает доступ к внутреннему миру ребенка, его  чувственным переживаниям. Если этот рисунок будет состоять из многочисленных линий (круговых, петлеобразных), из геометрических форм и других конфигураций, то он и будет называться фрактальным. Фрактальный рисунок – рисунок, в котором ребенок рисует себя, свой внутренний мир вместе со своими переживаниями, проблемами, горестями и радостями. В этот момент, не осознавая, он передает свое внутреннее состояние. Получается, что рисунок содержит информацию о его авторе, ведь он как две капли воды похож или подобен ему. Метод, о котором идет речь, привлекает прежде всего легкостью применения и очевидной полезностью результата. Подобные методы и технологии особенно необходимы сейчас. Фрактальный метод выигрывает простотой, естественностью и полным отсутствием напряжения в процессе его выполнения. Метод, получивший название фрактального, интересен не только психологам, но и родителям, которых волнуют проблемы детей, так как позволяет более углубленно осмыслить внутреннее состояние ребенка и даже откорректировать его. Практическое использование фрактального метода доказывает, что его применение значительно улучшает эмоциональное, психологическое и физическое состояние человека, способствует духовному росту детей и развитию творческих способностей. Термин «фрактал» впервые был введен математиком Бенуа Мандельбротом. Фигуры, которые исследовал ученый-математик, он называл фракталами, так как они обладали свойством быть нерегулярными, но самоподобными. Действительно, фракталы окружают нас повсюду: они и в очертаниях гор, и в извилистой линии морского прибоя, они в каждой веточке и в каждом ветвлении дерева. И еще один аспект – ошеломляющая красота фракталов! Наше ощущение прекрасного возникает под влиянием гармонии порядка и беспорядка в природных объектах: тучах, деревьях, горных грядах. Такая роскошь присутствует и во фракталах. Фрактал – символ нового типа развития естествознания, науки, искусства.Какие результаты я вижу в детских работах? Прежде всего это появление творческих находок – всевозможных причудливых конфигураций, петелек, ответвлений-хвостиков, расширяются границы рисунка. Он становится более гармоничным, сочетание количества ячеек и их размеры становятся все более слаженными. Происходит коррекция цвета: исчезают темные пятна, появляются нежные, пастельные оттенки. Дети придумывают оригинальные названия своим работам.Какие психологические изменения можно отметить в развитии детей? Это выраженная потребность творить, которая распространяется далеко за пределы фрактального рисунка. Младшие школьники принимают активное участие в творческих конкурсах, например, в конкурсе «Юные таланты Московии» в жанре «Литературное творчество», а также в исследовательской деятельности. Учителя и родители замечают, что дети, выполняющие фрактальные рисунки, стали более раскрепощенными, уверенными, открытыми, на уроках более активны и эмоциональны, у них появляются такие деловые качества, как организованность, собранность. У детей возникает способность к саморегуляции, умение быстро погасить нежелательные эмоции, успокоиться, настроиться на другой вид деятельности, решать проблемы межличностного общения.Фрактальный рисунок – помощь нашим детям. Необходимо только желание ребенка и коробка карандашей.Татьяна ПОПОВА, педагог-психолог гимназии №1526

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте