Много лет назад маленький мальчик Рома Резанов ходил в школу, обожал своего учителя Бориса Павловича Шокина и мечтал стать учителем математики. Прошли годы, мальчик вырос и превратился в Романа РЕЗАНОВА, учителя математики школы №3 им. Героя Советского Союза Н.М. Трухинова города Северодвинска, успешного и очень интересного человека. Здорово, когда светлые детские мечты все же сбываются! Своим главным педагогическим «плюсом» Роман Александрович считает умение ставить себя на место ученика, особенно когда ситуация уж слишком острая. Может, потому, что сам еще молод, но скорее оттого, что по-учительски мудр. Но как бы ни любил Роман Александрович свою верную подругу математику, он каждый год с нетерпением ждет лета, чтобы поехать инструктором по плаванию в детский оздоровительный лагерь «Сиверко» на Азовском море.
Что дает современному школьнику существующая система образования? Строго определенный набор знаний по отдельным дисциплинам.
Ученик часто не понимает, зачем тратить столько сил на заучивание того или иного материала, зачем решать такое количество задач и переписывать столько упражнений. Уходит много сил и времени, а целостного представления об окружающем мире не возникает. Это происходит потому, что традиционный подход в обучении формирует прежде всего память, а от современного человека требуется умение мыслить и добывать необходимые знания самостоятельно, ведь запомнить весь объем информации, накопленной человечеством, невозможно. Ученику надо подарить ключ, с помощью которого он сможет выбрать из ларца знаний те, которые ему интересны или необходимы. Нельзя заставлять ученика поднимать весь груз суммарного познания: от невыносимости труда, отсутствия результата он оставит этот груз лежать невостребованным!
Каждая отдельная учебная дисциплина предлагает ребенку познакомиться с отдельными фрагментами большого яркого шедевра под названием «окружающий мир». Вместо того чтобы помочь учащимся увидеть окружающий мир с разных сторон, понять его единство и противоположности, объяснить, что и человек – часть этого мира, мы показываем ребенку самый мелкий фрагмент большого полотна и пытаемся внушить мысль, что данный фрагмент красив и важен. А он красив и важен только в целостном восприятии картины!
Необходимо избавить современную систему образования от разобщенности отдельных дисциплин, стремиться сформировать у ребенка целостное представление об окружающем мире.
Разделив знания, мы пытаемся дать разные определения одного и того же явления или предмета, что само по себе, конечно, неплохо. Но у ребенка это многообразие часто не складывается в общую картину. Остаются отдельные мозаичные детали, которые он подержал, покрутил, посмотрел да бросил, потому что прозвенел звонок, и перед ним вновь лежат детали, которые он опять не успеет ни к чему приложить.
Вот отчего любопытный семилетний почемучка к пятнадцати годам превращается в абсолютно равнодушного к познавательной деятельности подростка, механически заучивающего необходимый объем материала и тут же забывающего все, что «сдал». И это опять закономерно, потому что всем известно свойство человеческой памяти «стирать» лишнюю невостребованную жизнью информацию. Именно поэтому мы часто, заглянув в классы во время урока, наблюдаем одну и ту же картину: «самореализующийся» у доски учитель и «зажатые» между партами дети, поглядывающие на часы, с нетерпением ожидающие конца данного действа, чтобы со звонком бежать как можно дальше от этих формул, упражнений, схем и таблиц. Но не тут-то было: звенит новый звонок и все начинается сначала.
Много писали и говорили о межпредметных связях, но такой подход не позволяет нам создать живое, наглядное представление о чем-либо. Это происходит, во-первых, потому, что сами педагоги очень часто не видят глубины взаимодействия, взаимовлияния различных мнений, смотрят на мир с точки зрения своего предмета. Вторая причина – отсутствие у школьников системы личностных образовательных смыслов. Знания становятся значимыми, если являются средством связи человека с реальностью, а смысл их получения связан с реальностью собственной жизни в этом мире. Чтобы учить детей любоваться окружающим миром, надо самому уметь смотреть на мир широко, анализируя отдельные факты и синтезируя их в общую картину.
Комментарии