Неотъемлемую часть единого образовательного пространства, о формировании которого так много говорят в последние годы, составляют сайты школ, колледжей, вузов, детсадов, комитетов образования и других учреждений. Сюда также относятся личные странички учителей и учеников, специализированные порталы для педагогов и школьников, библиотеки электронных образовательных ресурсов и так далее. Почему же в этот список не входят социальные сети с их многомиллионной аудиторией и почему школы лишили доступа к этим площадкам?
На сегодняшний день едва ли не каждый первый школьник и студент, а также каждый второй педагог и каждый третий родитель имеют свои аккаунты в той или иной социальной сети. Многие из них ведут блоги, дневники, активно общаются друг с другом в форумах и чатах, размещают и скачивают фото и видео, текстовую и графическую информацию, делятся разработками, дают рекомендации по использованию различных программ и ресурсов. Словом, самым деятельным способом осваивают информационное пространство, делая его образовательным.
Однако при более внимательном изучении ситуации выясняется, что на местах школы в приказном порядке отрезаны от подавляющего большинства социальных сетей. Их веб-адреса попросту занесены в черный список, а попытки выхода в Сеть со школьных компьютеров пресекаются.
В чем же причина? Ведь по статистике аудитория таких всемирно известных сетей, как ВКонтакте, Facebook, Livejournal, Liveinternet, Одноклассники, Мой мир, Блоги@МаП.ш, Я.ру, Diary.ru и целого ряда других, исчисляется десятками и сотнями миллионов пользователей. Причем создатели этих площадок предоставляют им большое количество самых разных и очень удобных сервисов, которые можно было бы использовать и в образовательном процессе.
Почему же система образования так упорно не желает «водиться» с этими сетями, стремясь всеми силами оградить от них детей (а заодно и педагогов)? Попробуем разобрать аргументы чиновников от образования.
Как известно, на информатизацию школ, оснащение их новейшей техникой, софтом, подключение учреждений к Интернету и обучение педагогов были затрачены огромные средства. Сколько именно – подсчитать невозможно, да никто и не пытался. Главное, что деньги были выделены в основном из федерального и муниципального бюджетов. А ведь музыку заказывает тот, кто платит. Следовательно, хозяин-барин волен отслеживать, как именно дети и взрослые используют дарованные им блага.
Но пока ученики (да и нередко педагоги, увы), вместо того чтобы общаться в сетях на чисто образовательные темы, повышая свой культурный и интеллектуальный уровень, блуждают по сомнительным сайтам, ругаются в чатах, делятся ключами от лицензионных программ, словом, валяют дурака за государственный счет. Разве хоть
один руководитель способен допустить такое? Конечно, нет, его стандартная реакция – запретить людям вообще соваться в эти порочные тенета.
Еще один весомый аргумент -практически все существующие социальные сети принадлежат частным лицам. Какой смысл разным ГОУ и МОУ (а тем более министерству!) идти к ним на поклон, способствуя развитию чужого бизнеса опять же за государственный счет?
Также существует реальная проблема присутствия в социальных сетях большого количества пользователей, способных оказывать на людей негативное воздействие. К примеру, зарегистрируется какой-нибудь маньяк под именем школьника, войдет в доверие к детям и начнет делать им всякие нехорошие предложения, выведывать персональные данные и сведения об их родителях. Следовательно, нужно пресечь такие попытки на корню, и легче всего сделать это, изолировав детей от сетей вообще.
В свете недавних событий на Манежной и Болотной площадях, а также умело организованных стихийных митингов возникает и еще одно опасение – как бы некие темные силы не попытались воздействовать на аудиторию социальных сетей, направляя энергию масс в нужное им русло. Ведь уже известно немало примеров, когда посредством пресловутого Twitter кукловоды умудряются устраивать массовые беспорядки, превращая толпы людей в управляемое стадо. Так было в Молдавии, Иране, Тунисе и т. д.
Впрочем, говорят сами чиновники, мы не только запрещаем, но и предлагаем взамен достойную альтернативу в виде своих собственных социальных сетей, созданных на наши средства и под нашим контролем. Именно по этому пути идут сейчас, например, в Татарстане, Удмуртии и ряде других регионов, где ученикам и учителям предложено забыть (по крайней мере на время пребывания в школе) про всякие другие «вкон-такты» и перейти в местные образовательные сети, созданные для общения и обучения.
Разумеется, можно привести массу аргументов против «чужих» и за «свои» социальные сети. Но тут опять уместно вспомнить про вопрос цены. Ведь когда дело касается больших денег, настойчивые призывы оградить детей от чего-то одного и навязать им что-то другое приобретают некий специфический привкус.
Допустим, вы разработали концепцию максимально грамотного, эффективного и безопасного использования в образовательных целях какой-нибудь популярной в подростковой среде социальной сети. С этой концепцией вы обращаетесь в республиканский комитет или Министерство образования с просьбой помочь заключить договор с руководством этой сети, профинансировать работу модераторов, оповестить по своим каналам детей и педагогов об открытии нового сообщества, сервиса, ресурса в рамках этой площадки. Вы говорите, что это позволит сэкономить энное количество денег, потому что система коммуникации уже готова, аудитория обширна, потенциальные возможности огромны. И стоит это вот столько-то рублей.
Не исключено, что вашу идею одобрят и даже профинансируют, благо что просите немного. Но те-
перь вообразите, что вы разработали концепцию создания собственной региональной образовательной сети, где представили все остальные сети в исключительно черном свете, изобразив их как источник чрезвычайной опасности. И все для того, чтобы убедить ваше руководство в банальной истине: не нужно жалеть денег, коль скоро речь идет о самом дорогом, что у нас есть, – о детях! В свете описанных ужасов руководство скорее всего действительно решит отрезать все школы от всех существующих сетей и выделить средства на создание «хороших». А ведь это именно то, чего вы добивались. Потому что если в первом случае речь идет о каких-то жалких грошах, то во втором пахнет миллионами и миллиардами.
Не будем порицать стремление регионов к независимости от сторонних социальных сетей и желание иметь свое собственное маленькое княжество на просторах информационного образовательного пространства. В определенном смысле это совершенно нормально, особенно если на следующем этапе возникнет желание к объединению с другими региональными сетями. И в перспективе мы теоретически будем иметь «сеть сетей», то есть единую и целостную систему интернет-коммуникации, созданную по совсем иным принципам, чем мы привыкли, – не централизованно, из Москвы, а мозаично, подобно узлам сотовой связи. Речь идет о формировании некоего «образовательного облака», системы распределенных ресурсов и хранилищ информации.
К сожалению, пока это лишь мечты. До тех пор пока не будут разработаны единые требования к региональной образовательной социальной сети, на уровне субъекта Федерации каждый будет строить ее по собственному проекту и своим стандартам. А потом будет очень сложно объединить сети, созданные по разным концепциям, с использованием разных инструментов, подходов, стратегий.
И не стоит забывать, что чиновники, декларируя принцип «все во благо ребенка, все во имя ребенка!», далеко не всегда интересуются, а что вообще этому ребенку надо.
По большому счету самоустранение от социальных сетей и принудительное изолирование от них учеников и учителей свидетельствуют о неумении и нежелании работать с этими площадками, а также о тотальном недоверии ко всем и вся.
На сегодняшний день многие руководители упорно продолжают практиковать запретительные меры, предлагая в лучшем случае далеко не всегда конкурентоспособный продукт, а в худшем – вообще ничего. В то же время масса педагогов успешно осваивают «тлетворные» сети, весьма эффективно продвигая с их помощью свои идеи в общество, удовлетворяя запросы школьников и студентов, помогая учить и учиться, общаться с интересными людьми и, главное, приобретать иммунитет против всевозможной интернет-заразы, которой чиновники так боятся.
Правда, нужно отметить и положительные сдвиги. Например, уже даже само Минобрнауки РФ, беря пример с первых лиц нашего государства, принялось осваивать сети, создав аккаунты в Живом Журнале, в Твиттере, в Ютубе и ВКонтакте. Сегодня нет, наверное, ни одного известного политика, актера, депутата, журналиста, который бы не вел свой блог и не участвовал в интернет-обсуждениях. Свои представительства в тех или иных социальных сетях имеют вузы, колледжи, издательства, СМИ и многие другие организации. Возможность воздействовать на пользовательскую аудиторию, ощущать ее настроение, получать последние известия из первых уст и так далее оценили все, кто способен понять всю важность момента. При некоторых образовательных учреждениях (например, Высшей школе экономики) созданы даже специальные службы, задача которых – держать руку на пульсе блогосферы, оперативно отслеживать появление негативных откликов, сообщений о взяточничестве, чтобы как можно быстрее принять меры по снятию напряженности и не допустить разрастания лавины слухов. А попутно рассказывать о своем учреждении, просвещать людей, создавать положительный образ учащегося, преподавателя, выпускника.
На фоне всего этого как-то странновато воспринимается позиция иных граждан, не заинтересованных, чтобы дети куда-то ходили, что-то читали, слушали, смотрели, даже под нашим присмотром, ибо «а вдруг что-нибудь случится?!!». Но как же тогда ребята научатся анализировать и критически воспринимать информацию в Сети, тем более что они все равно в нее ходят?
С социальными сетями, особенно теми, которые интересны нашим детям, можно и нужно работать. И руководствоваться нужно не принципом «я тебе запрещаю читать Пелевина и смотреть «Сумерки», почитай лучше Достоевского и посмотри «Войну и мир»!», а желанием понять, как следует использовать то или иное очередное увлечение ребят в образовательных целях.
Комментарии