Для определения дикости или культуры не важен цвет кожи, безразлично, носит ли человек шитую золотом одежду или набедренную повязку, не имеет значения, живет ли он в хижине или в небоскребе. Различие начинается с отношения к чистоте. Известный путешественник Джеймс Кук рассказывал, как обедал предводитель аборигенов острова Таити: «Прежде всего начальник умывал себе руки и полоскал себе рот пресной водой – операция, которая повторялась неоднократно в течение обеда… Вместо ножа во время обеда употреблялась острая раковина или кусок расщепленного бамбука. В заключение туземец снова мыл себе руки и полоскал себе рот».
Теперь посмотрим, как обедал король Франции Людовик ХIV, царствование которого отделено от нас всего тремя веками:
«В соответствующий час главный привратник призвал гвардейцев королевской охраны громовым голосом:
– Господа, накрыть стол для короля!
Каждый офицер брал тот предмет, который поручался его заботам, и процессия двигалась в обеденный зал. После того как стол был накрыт со всей торжественностью, которая приличествует выполнению столь важного действия, дежурный камергер нарезал хлеб и тщательно исследовал стол, дабы убедиться, что все разложено в надлежащем порядке. И снова – громогласный призыв главного привратника, обращенный к гвардейцам:
– Господа! Жаркое для короля!
Процессия, возглавляемая главным привратником, движется в обеденный зал. За главным камергером следует дежурный камергер, несущий жаркое, другое блюдо несет смотритель королевского стола, третье – кулинарный инспектор и т.д. Справа и слева маршируют от каждого блюда гвардейцы с мушкетами, взятыми на плечо.
В тот момент, когда караван с драгоценной ношей входит в обеденный зал, короля извещают о том, что кушать подано. За столом прислуживают шесть камергеров – все из знатных фамилий: один из них режет жаркое на куски, другой перекладывает их на блюдо, третий подносит блюдо королю…»
В описании ни слова о том, что король или другой участник ритуала за все время хотя бы раз вымыл руки. Может быть, историк, статью которого я пересказываю, просто не написал об этом? Нет! Историки – народ точный. Им хорошо известно, что гигиенические процедуры король Людовик ХIV совершал два раза в день. Утром – это было несколько капель духов, пролитых на его руки. Вечером ему подавали на двух золотых подносах полотенце, смоченное с одного конца. Король обтирал лицо и руки сначала мокрым, а потом сухим концом полотенца… Словом, «король Солнца» (так именовал он себя) купался в славе и обожании, но от купания в воде воздерживался.
С точки зрения истории таитянский вождь принадлежит к так называемым нецивилизованным народам, а Людовик ХIV представляет культурную Европу. С точки зрения гигиены первый намного культурнее второго.
Мне очень не хочется никого обижать, ребята, давайте посмотрим на себя, любимого, с точки зрения повседневной гигиены.
Есть ли при вас носовой платок? Достаньте его и посмотрите, так ли он безупречно чист, как надлежит?
Посмотрите на свою уличную обувь. Приведена ли она в порядок?
Припомните, пожалуйста, мыли ли вы сегодня утром шею и руки?
Если сейчас, сию минуту, вас пригласят в кабинет врача для осмотра, не испытаете ли вы неловкость за свое белье?
Наверное, достаточно. Эту тему можно было бы даже не затрагивать, если бы кое-кто из ребят не относился к вопросам чистоты и гигиены с некоторым пренебрежением.
Послушайте, пожалуйста, детское стихотворение американского поэта Огдена Нэша «Микроб»:
Микроб – ужасно вредное животное:
Коварное и, главное, щекотное.
Такое вот животное в живот
Залезет и спокойно там живет.
Залезет, шалопай, и где захочется
Гуляет по больному и щекочется.
Он горд, что столько от него хлопот:
И насморк, и чихание, и пот.
Вы, куклы, мыли руки перед ужином?
Ой, братец Лис, ты выглядишь простуженным.
Постой-ка, у тебя горячий лоб:
Наверное, в тебе сидит микроб!
Давайте сделаем вывод, так зачем же нужно умываться?
Чтобы выглядеть красиво, быть чистым, не дать размножаться на коже вредным микробам, бодрым здоровым, не болеть.
А что будет если этого не делать?
Послушайте другое стихотворение. Его написал поэт Михаил Котин:
Кто зубы не моет, не моется с мылом,
Тот вырасти может болезненным, хилым.
Дружат с грязнулями только грязнули.
Которые сами в грязи утонули.
Из них вырастают противные бяки,
За ними гоняются злые собаки.
Грязнули боятся воды и простуд.
А иногда и вообще не растут.
Немытые руки одного человека – это признак недостаточной культуры и угроза его личному здоровью. Немытые руки многих – настоящее бедствие, чреватое болезнями, эпидемиями. И как не согласиться с автором старинной книги, который написал:
– Напомню вам, что чем больше человек по утрам издерживает мыла и воды, не ограничиваясь только лицом и руками, тем во многих отношениях он будет чувствовать себя счастливее в течение дня.
Марина Лебедева, педагог-организатор муниципального учреждения дополнительного образования детей «Пульс», Валдай, Новгородская область
Комментарии